По мнению российского политолога, Армения “исчезнет” с политической карты Евросоюза в 2022 году.
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью с директором Института современного государственного развития, российским политологом Дмитрием Солонниковым.
– На ваш взгляд, чего ждать в отношениях Армении и ЕС в 2022 году?
– Отношения ЕС и Армении не связаны с фигурой Пашиняна. Во-первых, ситуация с Арменией будет прежде всего актуальна в первые месяцы 2022 года во время председательства Франции в ЕС и во время избирательной кампании президента Франции Макрона. Тогда мы увидим активную поддержку Армении, что в свою очередь будет попыткой Макрона лично внести эту ситуацию в повестку дня всего ЕС. Всем остальным в ЕС эта ситуация не интересна, так как это второстепенная часть внешнеполитического дискурса. Поэтому ситуация в отношениях ЕС и Армении будет сильно разниться в первые месяцы и потом.
Во-вторых, на полгода председательство в ЕС перейдёт к Чехии, вот у Праги никакого отдельного интереса в пользу Армении нет совсем. Поэтому во второй половине 2022 года Армения исчезнет с политической карты Евросоюза, и никакой новой активности проявляться в этой части уже не будет. Сейчас, да, ситуативно про Армению говорить станут, а дальше в спокойной ситуации. Армения опять же важна для ЕС как раздражитель против Турции, могут пытаться использовать эту карту, если будут какие-то сложности в отношениях с турецким лидером Эрдоганом. В этом отношении с Арменией политические контакты без сомнения будут продолжаться, но по большому счету, тогда ни экономика Армении, ни её территориальное положение никаким образом для ЕС не является ключевым и системообразующими. Поэтому серьёзного внимания к Армении не будет, а политический избирательный цикл пройдёт достаточно быстро.
– Оправдала ли ставка Запада на армянского премьера Пашиняна?
– Ставка на Пашиняна оправдана, поскольку другой фигуры нет, при этом Пашинян скорее американский проект, чем европейский. Европа тоже играет без сомнения в этом проекте свою роль, Франция готова использовать проект Пашиняна для решения своих вопросов. Для Макрона – это внутренние вопросы, связанные с политической ситуацией во Франции. Пашинян – это та сила, которая может медленно, постепенно, шаг за шагом, периодически, отступая, оглядываясь через плечо назад, делать реверансы, но двигаться в сторону реализации соглашения от 10 ноября 2020 года.
Да, Пашинян может постепенно двигаться к тому, что будет открыт Зангезурский коридор. Он удобен Европе и России, удобен и Азербайджану тоже, потому что остальные реваншистские политические силы могут все эти процессы затормозить, если не развернуть назад. Поэтому ставка на Пашиняна в данной ситуации оправдана для всех, для Запада, в том числе. Он, принимая правила нынешней игры на Южном Кавказе и не раздражая Россию Азербайджан и Турцию, будет постепенно двигать, разворачивать Армению в американскую, европейскую сторону. Его не на кого сменить.
Если говорить о пророссийских силах в Армении, на сегодняшний день ярко выраженного лидера, который бы также двигался в сторону нормализации нынешней ситуации и принимал бы правила, оговорённые совместными трехсторонними соглашениями, просто нет. Нет такого человека, нет такой фигуры, поэтому Пашинян будет оставаться на свой должности. С точки зрения Запада, это хорошая игра. Россия и Турция на него соглашается. Азербайджан соглашается, поэтому он постепенно разворачивает Армению в сторону Запада. Ну вот другого выбора нет, поэтому для Запада Пашинян – это оправданная ставка и крайне фиктивная ситуация в спокойном режиме попытаться переформатировать мировоззрение армянского общества. Поэтому с его присутствием в руководстве Армении все согласны, в России других вариантов нет, все остальные варианты хуже.
– Какая судьба уготована проекту «Восточное партнёрство»? Понятно, что основная цель европейского проекта добиться интеграции участников программы в европейское пространство. Справится ли Европа с этой задачей?
– В бюрократических институтах проект трудно открыть, но есть он уже открыт, закрыть его практически нереально. Уже вокруг него сформировалась группа интересов, уже сформировались лоббисты, уже выстроены финансовые потоки, в рамках которых зарабатывают группы заинтересованных лиц. Поэтому закрыть проект Восточного партнёрства, конечно же, не получится, он будет жить дальше, на него будут выделяться финансы и они будут успешно усваиваться европейской бюрократией. Здесь ничего неожиданного нет.
Скорее всего, Восточное партнёрство будет пересмотрено. Основное внимание будет направлено к Украине, к Молдавии, где прежде всего новое руководство и нужно будет смотреть, как поддержать европейские устремления нового президента Молдавии. С Грузией, поскольку там никаких событий нет, будет продолжаться общение. Восточное партнёрство для Европы сейчас тоже не флагманский проект, его сохранят для экономической помощи тем направлениям, тем центрам силам, тем структурам, которые запущены. Продолжение проекта будет, активное его развитие наверное нет, потому что-то что могли получить, уже получили.
Если начнутся проблемы на Украине из-за нехватки энергоносителей и нестабильной политической ситуации, значит опять же помощь Украине может выделяться и через проект Восточного партнёрства. То же самое и в отношении Молдовы.
То есть не Восточное партнерство будет локомотивом развития, а его структуры, чьи каналы финансирования могут быть задействованы для решения тех или иных вопросов, которые будут возникать на постсоветском пространстве. Если необходимость будет, их задействуют, если такой необходимости не будет, опять же будет спокойная обстановка. Это не флагманский проект на сегодняшний день.