По мнению турецкого эксперта, процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией идет в связке российско-азербайджано-армянских отношений.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью с турецким политологом, заведующим кафедрой государственного управления в Университете Едитепе (Стамбул) Денизом Танси.
– Как в турецком обществе реагируют на возможность нормализации отношений с Арменией?
– С одной стороны, турецкое общество болезненно относится к этому вопросу. С другой стороны, подход Азербайджана облегчает ситуацию. Процесс нормализации будет не из легких.
– А вы сами верите в возможность нормализации армяно-турецких отношений?
– Я думаю, что процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией идет в связке российско-азербайджано-армянских отношений. У ЕС общий подход к Азербайджану и Армении. Лидеры обеих стран провели встречи в Сочи и Брюсселе. Зангезурский коридор как для тюркского мира, так и китайской инициативы «Один пояс, один путь» является мостом в Центральную Азию. Начнется прокладка новых трубопроводов, откроются новые торговые пути, пойдет приток инвестиций. Это также имеет преимущество для Азербайджана.
Таким образом, турецко-армянское сближение станет частью нового евразийского порядка. Азербайджан поддерживает эту идею, а Турция заявила, что она не поступится интересами Азербайджана.
– Выдвинет ли Турция во время переговоров требование закрыть тему так называемого «геноцида» в качестве одного из важных условий для нормализации отношений с Арменией?
– Это будет прагматичный подход. Турция никогда не принимает обвинения в «геноциде». Если Армения будет настаивать, то лишь в угоду интересов западных стран. Армянское лобби манипулирует темой «геноцида», но оно предпочитает видеть Армению бедной и слабой, поскольку в таком случае Ереван будет нуждаться в их помощи. В интересы армянской диаспоры не входит сильная, процветающая Армения.
– Какую выгоду получит Армения от примирения с Турцией?
– Армения получит большую выгоду, если армяно-турецкая граница откроется. Прежде всего, Армения сможет использовать Трабзонский порт и Зангезурский коридор. Для Армении это также означает прорыв не только на Южном Кавказе, в Центральной Азии, но и в мировой торговле.
– Как вы думаете, стоит ли ожидать от Армении конкретных практических шагов по разблокированию коммуникаций в регионе Южного Кавказа после сочинской и брюссельской встреч?
– Сближение Азербайджана и Армении и встречи на высшем уровне между политическими лидерами поддерживаются Турцией и Россией. Запад потерпел тут неудачу. Но еще слишком рано оценивать весь процесс в целом, потому что он очень хрупкий.
Но, несмотря на риски, я настроен оптимистично. И я думаю, что рано или поздно люди в Армении поймут, что разблокирование коммуникаций пойдет только на пользу их стране.