По мнению известного польского эксперта, Армения ведет самоубийственную политику и вместо того чтобы строить нормальные отношения со своими основными соседями – Турцией и Азербайджаном, она делает все, чтобы отношения были плохими.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью c польским политологом, кандидатом политических наук Якубом Корейбой.
– Как вы оцениваете текущий уровень азербайджано-польских отношений?
– На мой взгляд, у азербайджано-польских отношений есть большой потенциал, который в ближайшие годы имеет все возможности реализоваться. Существуют все возможные исторические, экономические, стратегические, культурные и геополитические предпосылки для того, чтобы как в рамках азербайджано-европейских в широком смысле, так и азербайджано-польских отношений в узком смысле добиваться ускорения и интенсификации сотрудничества.
Для Польши Азербайджан – одна из ключевых стран европейского геополитического пространства в широком смысле. Страна сильная, эффективная, с большим потенциалом. Польша видит в Азербайджане очень важного и необходимого партнера для себя.
На протяжении последнего года я все чаще сталкиваюсь с разговорами о том, что с Азербайджана нужно брать пример во многих областях, например, в модернизации армии. Об этом неоднократно упоминается в польском информационном пространстве.
– В каких сферах вы видите потенциальное сотрудничество между нашими странами?
– Нужно, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. Таким образом, начинать надо с торговли. Экспорт азербайджанской продукции – прежде всего нефти и газа – постепенно дополняется другими видами продукции. Не может не воодушевлять, что Азербайджан вполне осознанно отходит от нефтегазового моноэкспорта. В связи с масштабными инфраструктурными проектами в Азербайджане мы имеем возможность наблюдать большой потенциал, например, в строительном рынке и рынке обмена специалистами. Польские компании намерены добиваться участия в тех проектах, которые сейчас предоставляет Азербайджан.
– В том числе в освобожденном Карабахе? Заинтересованы ли польские компании инвестировать в Карабах?
– Конечно, у многих польских компаний есть намерение принять участие в тендерах и реализации этих контрактов. Насколько данное участие будет успешно, говорить рано, потому что конкуренция тут большая. Польский бизнес серьезно заинтересован в том, чтобы участвовать в такого рода проектах. В случае, если участие в них создаст позитивный опыт, то тогда можно продолжать и дальнейшие действия. Тут ведь надо понимать, что отношения между Польшей и Азербайджаном – это не только отношения двух стран. Ваша страна в силу своего положения открывает для Польши центральноазиатское, каспийское и кавказское направления в целом.
– Интересно было бы узнать от вас, как польское общество относилось к многолетней оккупации Арменией территорий Азербайджана?
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем несколько моментов. Польша была одной из первых стран, которая признала независимость Азербайджана в 1918 году и эта традиция у нас очень сильна. Независимость Азербайджана не только в интересах Польши, она имеет как политический, так и морально-этический аспект.
Тот факт, что в 1991 году Азербайджан восстановил независимость, приветствуется поляками. Оккупация Азербайджана воспринималась как общая трагедия, потому что если можно оккупировать одно государство, то завтра можно захватить и другое. Мы понимаем, помним, знаем, что такое оккупация, и ни один народ не согласится с тем, что 20% территории его страны оккупируют какие-то люди, которые надумали себе, что это их территория.
В истории Польши подобные моменты были, мы через это прошли и очень хорошо понимаем, что это такое. Победа Азербайджана во Второй Карабахской войне является торжеством международного права и восстановления определенного формального принципа – нельзя оккупировать другую страну.
Это наша общая победа. Поляки понимали, что Азербайджан, как и Польша, не смирится с оккупацией своей страны. Это некий принцип и поэтому данная ситуация почти 30 лет воспринималась глубоко ненормальной. Польша приветствует шаги Азербайджана по восстановлению территориальной целостности.
– Как вы думаете, почему Армения не выполняет пункты подписанного ею в ноябре 2020 года трехстороннего заявления?
– В данном вопросе Армения ведет себя крайне нерационально, то есть не исходит из собственных интересов. С точки зрения политической целесообразности понять действия Армении невозможно, здесь играет роль эмоциональная составляющая. Армения ведет самоубийственную политику и вместо того чтобы строить нормальные отношения со своими основными соседями – Турцией и Азербайджаном, она делает все, чтобы отношения были плохими, демонизируя двух самых больших своих соседей.
Поведение Армении понять невозможно. Тут, на мой взгляд, играют два фактора: Российская Федерация и армянская диаспора. Ну, вы понимаете, что армяне, которые живут в Америке и России, являются большими армянами, чем сами армяне в Армении и им надо доказывать, что они патриоты. Армянская диаспора в Америке, России и Франции подталкивает политическое руководство Армении к таким самоубийственным шагам. В данном случае получается так, что работает политика принуждения. Потому что армяне, проиграв войну, хотят начать новую, которую тоже проиграют. Это сценарий национального самоубийства.
– Каким вы видите будущее региона?
– Очень оптимистично, потому что многие годы Южный Кавказ в мировой политике не участвовал, он был спящим регионом, который жил на обочине мировых процессов. Для того чтобы из такого положения выйти, нужен некий лидер и он появился. Это Азербайджан, который вполне осознанно проводит политику выхода региона из изоляции. Ближайшие 5-10 лет регион имеет все преимущества, чтобы включиться в мировые процессы. Азербайджан заявил о себе как о некоем региональном лидере. Для этого нужно преодолеть ряд проблем, но как показывает опыт последних полутора лет, их преодолеть вполне возможно.