По мнению российского эксперта, если говорить о конкретных результатах, которые можно ожидать от вступления Азербайджана в ЕАЭС, то это прежде всего экономические.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью с профессором СПбГУ, доктором политических наук, кандидатом исторических наук Натальей Ереминой.
– Недавно почетный председатель Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Нурсултан Назарбаев предложил провести переговоры с Азербайджаном с тем, чтобы включить его в список государств-наблюдателей в ЕАЭС. Это предложение в очередной раз инициировало разговоры о том, что Азербайджан в будущем может вступить в этот союз. А как вы оцениваете перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС?
– У Азербайджана действительно хорошие перспективы вступления в эту интеграционную группу, поскольку сейчас уже очевидно, что необходимы общие логистические проекты, которые будут осуществлять профилактику конфликтной ситуации в Нагорном Карабахе. Большой интеграционный проект, в который уже входит Армения, и соответственно после включения туда Азербайджана, позволит дополнительными инструментами сдерживать конфликты и осуществлять хоть какую-то профилактику. Кроме прочего, это общее стратегическое взаимодействие, которое в целом будет оказывать позитивное воздействие с точки зрения безопасности, развития экономики региона, и это действительно позитивный момент. ЕАЭС, невзирая ни на какие обстоятельства, очень активно развивается. И в целом стратегия, связанная с выходом в большой Азиатский регион, очень важна именно как коллективная стратегия.
– Что может получить Азербайджан, вступив в ЕАЭС и чего может лишиться?
– Если мы говорим о конкретных результатах, которые можно ожидать от вступления Азербайджана в ЕАЭС, то безусловно это прежде всего экономические. Здесь ведь дело не только в том, что благодаря вступлению в ЕАЭС возникают возможности в экономической, торговой сферах, что позволит очень активно наращивать поставки, но это еще и инструмент, площадка для утверждения своих позиций и приобретения новых партнеров через другие интеграционные объединения. На площадке ЕАЭС Россия проводит встречи по взаимодействию со своими партнерами по ШОС, БРИКС и т.д. В этом есть перспектива, поскольку ЕАЭС развивается именно как проект интеграция интеграций. По сути, это строительный блок по взаимодействию между разными странами и разными интеграционными блоками. В то время как в рамках сотрудничества с ЕС очень много именно политических нюансов, которые будут предшествовать экономическому сотрудничеству.
К тому же сотрудничество с ЕС требует выполнения определенных требований, касающихся и сферы «зеленой энергетики», и определенных внутриполитических реформ. Более того, уже сейчас рассматривается вопрос о том, что должна быть общая позиция у стран-членов «Восточного партнерства» по внешней политике, по международным обстоятельствам, что требует большего отказа от определенного суверенитета. Поэтому тут вопрос в том, что предпочтительнее для страны – формирование вопросов безопасности, развитие экономики, либо занятие политическими манипуляциями.
– Если для сравнения поставить в один ряд присоединение к ЕАЭС и подписание Стратегического соглашения с Евросоюзом, что более выгодно для Азербайджана?
– Безусловно, здесь сотрудничество связанно с собственной стратегией развития государства. Если Азербайджан продолжает свою стратегию равноудаленности, то он вообще не должен вступать ни в один интеграционный блок. Но если на кону стоят вопросы экономические, вопросы длительного стратегического развития в сфере экономики, совместного решения вопросов безопасности, то, конечно, это ЕАЭС.
– Не потеряет ли Азербайджан крупные проекты с Западом в случае присоединения к ЕАЭС?
– Если говорить о возможности потери Азербайджаном каких-то экономических проектов, то необходимо оценить, какие сейчас крупные экономические проекты именно с Западом есть. Скорее всего, Азербайджан продолжит интересовать страны ЕС как поставщик энергоресурсов, в этом направлении ничего не поменяется и вряд ли может поменяться. Даже с Россией Запад вынужден конструктивно взаимодействовать. Иногда это не очень получается, но тем не менее отказаться одномоментно и навсегда от российских энергоресурсов – за гранью возможностей Запада.
В данном случае вряд ли крупные энергетические проекты ожидает какой-то подвох, и вряд ли Азербайджан потеряет их.
– Какие цели Россия ставит во главе – экономические или политические, видя Азербайджан в ЕАЭС?
– Цель РФ в регионе Южного Кавказа – в первую очередь безопасность. На втором месте вопросы экономики. К тому же длительный опыт совместного хозяйствования оказывается сейчас очень важным. Кроме того, мы видим, что сейчас происходит относительная пересборка мира по региональным блокам, и в этом контексте происходят некоторые ужесточения. И этот вопрос очень существенный для следующего пятилетнего периода. Но для России на первом месте стоят вопросы безопасности, а экономика позволяет осуществлять совместную профилактику безопасности, экономика тут как вспомогательный инструмент.