Российский военный эксперт напоминает, что в Казахстан силы ОДКБ приглашали легитимные власти, а в случае переворота в Армении кто обратится за помощью?
В конце прошлой недели президент России Владимир Путин и премьер-министр Армении Никол Пашинян обсудили взаимодействие в рамках ОДКБ. Эта тема стала особенно актуальной после первой в истории Организации Договора о коллективной безопасности военной операции, когда контингент ОДКБ был введен в Казахстан.
Особое внимание к ОДКБ в Армении, ведь именно армянский премьер Никол Пашинян является сейчас председателем Совета коллективной безопасности организации, и именно он объявил о начале операции в Казахстане. Сейчас депутаты парламента РА задают Пашиняну неудобные вопросы, главный из которых: «Почему Армения не обратилась в ОДКБ?» Речь идет и войне 2020 года и об инцидентах на армяно-азербайджанской границе. Армянский премьер на эти претензии на днях заявил, что ОДКБ решает вопросы в первую очередь политическим путем. Далее Пашинян пообещал, что в случае необходимости Армения обратится в ОДКБ согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности.
Отметим, что в статье 4 говорится, что «если одно из государств-участников ОДКБ подвергнется вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету, то все остальные государства-участники по просьбе этого государства-участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь».
В Армении по традиции все равно посматривают на Запад. Так, заместитель министра обороны Арман Саргсян и замглавы Европейского командования США Эдвард Вон недавно обсудили вопросы сотрудничества в сфере обороны и региональной безопасности.
Как передает AZE.az, один из ведущих российских военных экспертов, заместитель директора российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в беседе с Oxu.Az отметил, что у Армении сейчас нет никаких поводов для обращения в ОДКБ.
– А будет ли ОДКБ реагировать на пограничные инциденты? В четвертой статье договора речь идет о военной агрессии.
– Все будет определяться масштабами и характером происходящего, это очевидно.
– Давайте представим гипотетическую ситуацию, уже имея пример Казахстана. ОДКБ раньше никак не реагировала на многие вопросы, даже когда был конфликт между странами, входящими в организацию. И вот Никол Пашинян обращается в ОДКБ с просьбой о помощи…
– Вы правы, ОДКБ раньше вообще никак не реагировала ни на что. Казахстан – это первый прецедент. Сейчас, конечно, будет сложнее уклониться от реакции, если о чем-то попросит Армения. Но, повторюсь, все будет зависеть от масштаба событий.
– Случайно ли то, что замминистра обороны Армении Арман Саргсян и замглавы Европейского командования США Эдвард Вон обсуждали вопросы сотрудничества в сфере обороны и региональной безопасности? Армения посматривает на Запад, чтобы в случае чего попросить там помощь?
– Вполне может быть, мне сложно отвечать за армянскую сторону. Но я не знаю, как можно питать иллюзии и рассчитывать на помощь Запада? По-моему, Запад даже сам себе помочь не в состоянии.
– В одном из наших предыдущих интервью вы сказали, что невозможно представить себе присутствие западного контингента на Южном Кавказе в целом и в Армении в частности…
– Я и сейчас придерживаюсь этой же точки зрения. В Карабахе стоят российские миротворцы, так что это невозможно. И на армяно-азербайджанской границе представить появление западного контингента невозможно. Даже несмотря на то, что там могут происходить пограничные инциденты, связанные с тем, что не проведена делимитация.
– Недавно один из российских экспертов, с которым я беседовал, не исключил ввода контингента ОДКБ в Армению, если там начнутся беспорядки, произойдет переворот и дело будет идти к срыву мирного процесса на Южном Кавказе…
– Я скажу так: если переворот в Армении произойдет, то некому будет приглашать ОДКБ, ведь не будет легитимного руководителя.