По мнению известного российского военного эксперта, армянская элита понимает, что если страна будет зафиксирована в четко установленных границах, дальше что, кому такая Армения будет нужна?
Как передает AZE.az, об этом рассказывается в программе В центре внимания с Андреем Шляпниковым” на портале “Москва-Баку”.
На неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян снова заявил, что Ереван заинтересован и готов подписать с Азербайджаном мирный договор.
Никол Пашинян: «Подписание мирного договора с Азербайджаном, нормализация отношений с Турцией всегда были целью правительств Армении. В конце концов целью мирного переговорного процесса по Карабаху было подписание мирного соглашения».
В Азербайджане также настроены на подписание мирного договора, но при условии, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана. Армения наоборот все время пытается реанимировать вопрос об особом статусе части Карабаха. Это самый сложный пункт переговоров. Зачем это нужно Армении, объясняет Игорь Коротченко
Игорь Коротченко: «Армянская элита понимает, что если страна будет зафиксирована в четко установленных границах, дальше что, кому такая Армения будет нужна? «Взять на понт» уже больше никого не получится. Сунутся с новой агрессией – огребут по полной. Армения не будет нужна и самим армянам, они и так оттуда массово эмигрируют.
Поэтому понятно стремление Еревана из последних сил педалировать вопрос о статусе остатков так называемой «НКР» и многие другие вопросы. Армения уже привыкла так себя вести, такова политическая культура этой страны, таковы ее политические элиты. По-другому они не могут. Я это называю военно-политическим гопничеством. К сожалению, такова характерная черта современной армянской политики».
Существует и другой вариант развития событий, что мирный договор будет подписан, а решение по статусу Карабаха будет принято позже. Это уже предмет переговоров и договоренностей.
Сергей Станкевич: «Вопрос о международно-правовом закреплении отношений Армении и Азербайджана не стоит сейчас форсировать, чтобы избегать очередных обострений по поводу статуса Карабаха. Фактор времени и поток нормальной жизни должны проделать свою работу. Нужно создать благоприятную обстановку для дипломатического эндшпиля».
По остальным пунктам стороны начинают смотреть в одном направлении. Например, Армения готова открыть не только железнодорожное, но и автомобильное сообщение с Азербайджаном, сказал в среду в ходе правительственного часа в парламенте армянский премьер Никол Пашинян.
Пашинян: «Что касается автомобильных дорог, после встреч в Брюсселе и Сочи мы разработали предложения и передали азербайджанской стороне, российским и международным партнерам, и после положительного ответа со стороны Азербайджана готовы реализовать процесс строительства и восстановления автотранспортных маршрутов».
Говоря о перспективах возобновления железнодорожного сообщения, глава правительства отметил, что железная дорога должна действовать в соответствии с международными правилами в рамках законодательств и суверенитета стран, и нужно согласовать параметры для стыковки железных дорог.
Пашинян: «По сути, это станет путем международных грузоперевозок и поэтому важно, чтобы мы как можно быстрее де-юре это зафиксировали, подписали документ, если потребуется ратификация, то и ратифицировали».
За ситуацией пристально следят в ОДКБ. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил о перспективах установления мира на Южном Кавказе между Азербайджаном и Арменией на конференции в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Станислав Зась: «Есть осторожный оптимизм насчет того, что заканчивается целая эпоха войны и начинается другая эпоха. Я могу ошибаться в плане такого оптимизма, но в любом случае надо приветствовать шаги, которые сейчас делаются для установления мира».
Зась уверен, что сейчас стоит серьезная задача по делимитации и демаркации границы, это большой и сложный объем работы, но тем не менее это позволит существенно укрепить безопасность региона.
Станислав Зась: «Безусловно, очаги напряженности есть, и они есть на армяно-азербайджанской границе. Я там был, видел своими глазами, что там происходит. Но по сути дела, границы как таковой там нет, есть линия соприкосновения, опорные пункты, наблюдательные пункты. Периодически бывают перестрелки. Так быть не должно».
С Засем не поспоришь. Пока время от времени проливается кровь, говорить о подписании мирного договора сложно, но именно мирный договор станет жирной точкой в многолетнем армяно-азербайджанском конфликте.