Строкань: почему Ереван так возбудила Шушинская декларация? ВИДЕО

По мнению российского эксперта, в документе черным по белому сказано, что обе страны будут действовать совместно в случае угрозы или агрессии со стороны третьего государства, два суверенных государства реализовали свое суверенное право сделать шаг навстречу друг другу, причем тут Армения?

Как передает AZE.az, подоплеку последних скандалов в отношениях Еревана с Баку, Анкарой и Минском разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».

Когда все только и говорят об Украине и спорят о том, будет ли все-таки война или нет, в информационном пространстве прорастают другие неожиданные драматичные новости.

Прорастают эти новости там, где для них всегда была благодатная почва – на Южном Кавказе. Еще не утих возникший на пустом месте скандал вокруг высказываний президента Белоруссии Александра Лукашенко о возможности присоединения Армении к Союзному государству России и Белоруссии, как намечается уже новый скандал. И опять скандал из ничего.

Теперь в Ереване с персонального дела белорусского президента готовы переключиться на президентов Азербайджана и Турции. Сделать это предполагается на внеочередном заседании парламента 23 февраля.

Если президент Лукашенко обвиняется в том, что он, якобы, не то что-то сказал со свойственной ему прямотой, то президентам Алиеву и Эрдогану вменяется в вину то, что они, якобы, совсем не тот документ подписали. Подписали документ опасный и подрывающий надежды на нормализацию.

Речь ни много ни мало о Шушинской декларации 15 июня прошлого года, которая закрепила союзнический статус отношений Баку и Анкару. Поразительно, спустя столько месяцев в Ереване вдруг встрепенулась: да что же это такое эта ваша Шушинская декларация. Это же против Карабаха и против всех нас! Неужели мы это проглотим? Ну нет, не выйдет!

Что касается Лукашенко, то связанная с его высказыванием по своему символическая история выглядит так. На прошлой неделе президент Белоруссии, комментируя в интервью российскому журналисту Владимиру Соловьеву перспективы присоединения к Союзному государству России и Белоруссии новых стран, произнес буквально следующее: «Армении деваться некуда, думаете, что они кому-то нужны? Они уже увидели – Никол Воваевич это увидел».

После этого, что называется, понеслось.

Первым отпор Минску дал глава МИД Армении Арарат Мирзоян. По его словам, «своеобразный геополитический анализ президента Белоруссии предназначен прежде всего для собственной внутриполитической повестки и не имеет ничего общего с Арменией и ее внешней политикой».

В МИД Армении был срочно вызван посол Белоруссии в Ереване Александр Конюк, которого призвали уважать партнера и его интересы. Секретарь Совета национальной безопасности Армении Армен Григорян, со своей стороны, поспешил заверить всех, что вопрос о вступлении Еревана в Союзное государство России и Белоруссии на повестке не стоит и Армения останется суверенным, демократическим государством.

Не трудно догадаться, что это не могло не вызвать бурю эмоций у армянских депутатов. И, как обычно, негодованием взорвались соцсети: да это же покушение на суверенитет!

В итоге на пресс-конференции в Минске пришлось срочно оправдываться министру иностранных дел Белоруссии Владимиру Макею. «Этому вопросу было уделено гипертрофированное внимание какое-то среди определенных политических сил Армении. Надо посмотреть интервью президента полностью – там не было ни одного упоминания о том, что кто-то кого-то заставляет вступить в какое-то интеграционное объединение. Я не понимаю вообще, почему речь идет о каком-то дипломатическом скандале», — пытался погасить страсти глава МИД Белоруссии.

В общем, всех недовольных в Ереване белорусский министр назвал «определенными политическими силами», не конкретизируя, кого он имеет в виду. Каждый эксперт, журналист, читатель или зритель после этого может ответить на этот вопрос по своему. Но как бы ни называть эту историю – скандалом или испорченным телефоном, благодаря ей мы узнали, как ужас и негодование вызывает у многих одно только осторожное предположение, что Армения когда-то может войти в одно союзное государство с Россией и Белоруссией – союзниками по ОДКБ.

Между тем, давшие решительный отпор президенту Лукашенко «определенные политические силы» теперь готовятся дать решительный отпор уже президентам Алиеву и Эрдогану.

Поводом стала подписанная 15 июня прошлого года в сегодняшней культурной столице Азербайджана – Шуше Шушинская декларация, которая определила отношения Баку и Анкары как братские, союзнические. В последние месяцы мы много говорили о Шушинской декларации и подробно пересказывать ее нет смысла. Отметим лишь главное: в документе черным по белому сказано, что обе страны будут действовать совместно в случае угрозы или агрессии со стороны третьего государства, а также продолжат совместные усилия по модернизации вооруженных сил двух братских стран.

Казалось бы, что здесь необычного, вызывающего, скандального, несущего угрозу соседям и региональному миру?

Два суверенных государства реализовали свое суверенное право сделать шаг навстречу друг другу, эта история касается исключительно отношений между ними, в то время как никто не вправе диктовать им или учить их, что подписывать, а что – нет.

И тем не менее, как сообщил и.о. спикера армянского парламента Акоп Аршакян, на 23 февраля назначено его внеочередное заседание, в повестку которого включен проект заявления «В связи с ратификацией парламентами Азербайджана и Турции Шушинской декларации». По мнению инициаторов обсуждения, ратификация декларации закрепляет турецко-азербайджанский военно-политический союз в рамках концепции «Одна нация, два государства», что делает ее направленной против Армении, Карабаха и армянского народа.

В предложенном проекте постановления немало формулировок, призванных разбить Шушинскую декларацию в пух и прах. В частности, в нем говорится о том, что в Шушинской декларации зафиксированы стратегические цели Турции и Азербайджана, «направленные против самоопределения народа Арцаха, суверенитета, территориальной целостности Армении и прав армян», в то время как упоминание о Зангезурском коридоре «раскрывает экспансионистские планы» Баку и Анкары.

После этого авторы проекта заявления приходят к выводу, что Шушинская декларация вообще противоречит нормам международного права, «провокационна и деструктивна» и неприемлема для Армении. И вообще, «это серьезный вызов региональной и глобальной безопасности, не способствующий мирному развитию нашего региона».

Спрашивается, с чего вдруг спохватились? Ведь после подписания Шушинской декларации прошло столько месяцев?

Весьма вероятно, что ответ могут подсказать события последних недель, указывающие на четкую тенденцию: процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией набирает обороты. Не далее, как 14 января об этом договаривались в Москве спецпредставители Еревана и Анкары Рубен Рубинян и Сердар Кылыч, которые теперь должны будут провести новую встречу – 24 февраля в Вене. И вот ровно за сутки до этого – 23 февраля, армянский парламент попытается экстренно рвануть стоп-кран.

В общем, теперь все встало на свои места.

Становится понятно, почему многим в Ереване вдруг стала непереносима Шушинская декларация о союзнических отношениях Турции и Азербайджана, также как и идея вхождения Армении в Союзное государство России Белоруссии.