Сабина Фрейзер: Азербайджану удалось повлиять на турецкие власти

Нельзя надеяться, что армяно-турецкий процесс решит карабахский вопрос, считает в интервью порталу bs-kavkaz директор Европейских программ Международной Кризисной Группы Сабина Фрейзер.

Как передает AZE.az, директор Европейских программ Международной Кризисной Группы Сабина Фрейзер заявила, что она весьма позитивно относится к армяно-турецким протоколам, касающимся проблем, существующих между Арменией и Турцией.

«Их ратификация улучшит отношения между двумя соседними странами, что в свою очередь будет способствовать укреплению стабильности в регионе. Если же протоколы не будут ратифицированы, то, полагаю, процесс между Арменией и Турцией осложнится, вызвав большое разочарование как в армянском, так и турецком обществе. Будем, однако, надеяться, что он будет недолгим и не станет источником ненависти, поскольку общие интересы и заинтересованность в нормализации отношений являются все же доминирующими», – заявила Сабина Фрейзер.

По ее мнению, урегулирование двусторонних отношений выгодно как для Армении, так и для Турции. Анкара уверена в том, что это весьма положительный шаг, прежде всего с точки зрения ее внешней политики, то есть тем самым она реализует свою программу «ноль проблем с соседями», а это важно для вступления в Евросоюз. Кроме того, Турция получит возможность расширить свое экономическое влияние в южнокавказском регионе.

После ратификации протоколов Турция может утверждать, что ее целостность признана, и Армения уже не сможет предъявить ей территориальные требования. Она уверена, что в этом случае армяне перестанут требовать признания «геноцида».

Что касается Армении, то после ратификации протоколов она обретет открытые границы с Турцией и установит с ней дипломатические отношения, а во внешней же политике это принесет ей дивиденды. В рамках одной из подкомиссий будущей комиссии историков будут обсуждены исторические факты. Урегулировав свои отношения с Турцией, Армения тем самым продемонстрирует армянской диаспоре, что может вести политику, не зависящую от последней. Словом, обе стороны будут в выигрыше.

При этом Сабина Фрейзер отметила, что у протоколов действительно много оппонентов – как в армянской и турецкой оппозиции, так и в среде общественных структур. «Но есть еще одно важнейшее препятствие – Азербайджан. В Баку убеждены, что Турция закрыла границу с Арменией из-за карабахского конфликта и не должна открывать ее до тех пор, пока Армения не выведет свои войска из Карабаха. Начав переговоры с Арменией, Турция полагала, что может вести их, не считаясь с мнением Баку и не ожидая столь бурного противодействия со стороны азербайджанцев. Но турки ошиблись в своих расчетах. Азербайджану удалось повлиять на турецкие власти, общественность и националистические силы, добившись того, что Анкара в отношениях с Ереваном вынуждена учитывать мнение Баку».

«Одной из причин, воспрепятствовавших процессу ратификации протоколов, стала также 252-ая резолюция по признанию «геноцида», принятая Комиссией по внешним отношениям Палаты представителей Конгресса США. Мне непонятны цели Армении в вопросе международного признания «геноцида». Разумеется, Армения желает, чтобы американцы имели ясное представление о событиях 1915 г., тем самым стремясь к тому, чтобы Турция, наконец, признала «геноцид армян». Не уверена, что оказывая какое-то внешнее давление на Турцию, можно будет изменить ее же решение, принятое в прошлом», – считает Сабина Фрейзер.

Отвечая на вопрос, усматривает ли она связь между армяно-турецкими отношениями и карабахским вопросом, Фрейзер отметила, «нет, конечно, эти два процесса никак не могут быть связаны между собой». «Хотя и нельзя утверждать, что они вообще не связаны друг с другом. В определенной степени они взаимосвязаны, но нельзя надеяться, что армяно-турецкий процесс решит карабахский вопрос».
По ее словам, в решении карабахского конфликта лучшим является вариант, предложенный Минской группой ОБСЕ, то есть предоставление Карабаху промежуточного статуса и гарантий безопасности. «Нагорный Карабах на протяжении долгих лет жил в изоляции от внешнего мира, единственной связью с которым была Армения. В Нагорном Карабахе есть действующее правительство, развивающаяся экономика, посему промежуточный статус даст ему возможность общаться с внешним миром, привлечь инвестиции». «Я всецело доверяю Мадридским принципам, указывающим лучший путь к прогрессу. Я действительно хочу верить тому, что говорят сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Стороны близки к согласию, что служит стимулом для всех, кто вовлечен в карабахский конфликт, в первую очередь – для армян и азербайджанцев. Использование этих принципов – лучший способ вывести Нагорный Карабах из сложившейся ситуации», – считает Сабина Фрейзер.