По мнению российского эксперта, армянские власти в последнее время изменили риторику.
В МИД Армении в ближайшие недели будет создана экспертная рабочая группа по вопросам подготовки мирного договора с Азербайджаном. Об этом пишут ереванские СМИ. Такую вероятность подтверждают и недавние высказывания армянских чиновников, заявивших, что подписание мирного соглашения с АР является приоритетом для правительства РА.
Накануне, 17 марта, официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что Москва приветствует готовность Баку и Еревана приступить к подготовке мирного договора, хотя и сказала, что преждевременно говорить о сроках подписания документа.
Как передает AZE.az, известный российский политический обозреватель Сергей Строкань, отвечая на вопросы Oxu.Az, отметил, что в целом ситуация на Южном Кавказе качнулась в сторону той новой реальности, которая уже сложилась:
– Пройдена точка невозврата. Раньше поставщиком негативных новостей был Южный Кавказ, а на европейском фланге постсоветского пространства наблюдалась стабильность. Сейчас все переменилось: позитивные новости идут из вашего региона.
Похоже, достигнут перелом в процессе нормализации отношений Еревана не только с Баку, но и с Анкарой. И это синхронные, взаимосвязанные процессы. Обратите внимание, что практически одновременно движение идет на двух треках, и это принципиально важно.
Армянская сторона заявила о готовности установить дипломатические отношения с Турцией, параллельно с этим в прагматической плоскости происходит обсуждение вопросов, связанных с подписанием мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Армяно-турецкий и армяно-азербайджанский процессы – это, скажем так, сообщающиеся сосуды.
Похоже, армянская сторона осознала, что нужно не пятиться в прошлое, нужно ориентироваться на будущее, на новые возможности, которые откроются после того, как будет перевернута все та же страница прошлого и заработает шестисторонний механизм сотрудничества (платформа «3+3» – Азербайджан, Грузия, Армения и Турция, Россия, Иран – ред.).
Армения может получать дивиденды от мирного развития. Этому способствует несколько факторов. Первый – прежняя стратегия конфронтации уперлась в тупик, это уже понятно. Второй – силы реванша и торможения в Ереване утратили поддержку, которая позволяла бы им собирать массовые митинги и держать ситуацию в состоянии политической нестабильности.
Посмотрите, вот сейчас в Армении прошли акции против сближения с Турцией, но они стали еще более маргинальными. Людям нужна нормальная жизнь, а не политические игры. И большинство армянского общества выступает за это.
На Южный Кавказ пришла весна, «геополитический Новруз», это очень обнадеживает.
– Есть еще версия, согласно которой армянская сторона пришла к пониманию реалий после того, как Азербайджан и Иран подписали декларацию о создании новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахчыванской Автономной Республикой АР через территорию Ирана. И тем самым Армения потеряла экономическую выгоду…
– Это, конечно же, один из факторов. И меморандум между Азербайджаном и Ираном – это показатель того, что государства региона отказываются от конфронтации в условиях нынешней геополитической волатильности. Наступает время региональных альянсов, государства могут выжить только сотрудничая, а не играя в какие-то игры друг с другом.
Сейчас мировым державам, по большому счету, не до Южного Кавказа, они вошли в решающий клинч. А государства региона должны наладить сотрудничество.
– И еще вопрос про Минскую группу ОБСЕ, о которой не забывают в Армении. На прошлой неделе премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Франции Эммануэль Макрон заявили о важности всеобъемлющего решения карабахского конфликта в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ и реализации подписанного после войны в Карабахе осенью 2020 года трехстороннего заявления между Азербайджаном, Россией и Арменией. Звучит очень странно. Какое отношение сейчас ОБСЕ имеет к урегулированию? Все было подписано без них.
– Да, и мне не вполне понятно, при чем здесь ОБСЕ. Время этой организации уже закончилось. Но какую-то почетную, техническую, вспомогательную роль ОБСЕ еще может сыграть. Например, предоставив площадку для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Но главное сейчас не ОБСЕ, а то, что изменилась риторика Еревана. Там говорят о правах армянского населения Карабаха, не упоминая уже о какой-то независимости. А права, конечно же будут, как у всех граждан Азербайджана, никто же не против этого.