Накануне встречи Алиева и Пашиняна активизировалась армянская оппозиция, которая не хочет мирных договоренностей.
В Армении анонсированы массовые акции оппозиции. Блок «Армения» во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном призвал 5 апреля население страны выйти на улицы. 9 апреля митинг созывает уже непарламентская сила – Национальный демократический полюс, чтобы потребовать ввода в Карабах «настоящих международных миротворцев» и провозгласить, что «Карабах» – это область Республики Армения.
Активность армянской оппозиции вызвана тем, что 6 апреля в Брюсселе ожидается встреча председателя Европейского совета Шарля Мишеля, Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Многие в Армении считают, что Никол Пашинян готовит «новую капитуляцию» – «мирный договор с Азербайджаном на условиях Баку».
Как передает AZE.az, в преддверии встречи в Брюсселе Oxu.Az побеседовал с ведущим аналитиком российского Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаилом Нейжмаковым.
– Многие эксперты, прежде всего, кстати, армянские, говорят, что во время этих переговоров произойдет «акт предательства» и Пашинян подпишет мирное соглашение с Азербайджаном, что будет означать взаимное признание территориальное целостности. Кстати, и сам Никол Пашинян выразил надежду, что в ходе трехсторонней встречи удастся обсудить и согласовать все вопросы, связанные с переговорами по мирному договору между Ереваном и Баку. Каковы ваши прогнозы?
– Как известно, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов ранее отметил, что у него нет «каких-то специфических ожиданий от таких встреч». Тезисы, высказанные в выступлении Никола Пашиняна на заседании правительства Армении 31 марта 2022 года, можно трактовать в том же ключе – с одной стороны, «Армения готова к немедленному началу мирных переговоров» и «выражает готовность… подписать мирное соглашение с Азербайджаном». С другой – премьер Армении обвинил Баку в намерении «сформировать легитимность широкомасштабного нападения», в том числе, на представляемое им государство. В принципе, продолжение непубличных консультаций возможно и на таком фоне, но пока маловероятно, что встреча в Брюсселе закончится серьезными подвижками на пути к мирному соглашению, которые можно будет представить широкой общественности.
Стоит отметить, что президент Азербайджана Ильхам Алиев на переговорах с генсеком Совета Европы Марией Пейчинович-Бурич акцентировал внимание именно на гуманитарных вопросах, которые в дальнейшем могут быть предметом переговоров Баку и Еревана (в том числе, о судьбе пропавших без вести и «минной проблеме»). Возможно, по итогам переговоров в Брюсселе также будет объявлено о каких-то подвижках именно по этим темам.
– Парламентская оппозиция созывает всех на митинг 5 апреля. 9 апреля митинг созывает непарламентская оппозиция. Однако, судя по армянским соцсетям, особого воодушевления пока не наблюдается. Означает ли это, что реваншистский настрой в Армении спадает? Или это только впечатление?
– Пока и правда больше вероятности, что митинг 5 апреля соберет, прежде всего, ядро сторонников парламентской оппозиции, но более широкую аудиторию может оставить равнодушной. Слухи, что из-за очередных переговоров между представителями Баку и Еревана Армения может оказаться «в опасной ситуации» или «на грани утраты суверенитета», давно являются фоновыми для информационной повестки в этой стране и сами по себе серьезным мобилизующим фактором быть вряд ли могут.
По сути, пока и для парламентской, и для непарламентской оппозиции в Армении ключевой является задача поддержания собственных сторонников в мобилизованном состоянии. С этим связана и активность непарламентских сил – например, публикация «Заявления демократических сил Армении», в котором, среди прочего, отвергается перспектива присоединения страны к Союзному государству России и Беларуси, а также содержится призыв разместить в нынешней зоне ответственности российских миротворцев «международных миротворцев под мандатом ООН». Хотя целевая аудитория таких сил в Армении могла быть более склонна к участию в уличных акциях (в том числе, на фоне обсуждения ситуации вокруг Украины), сейчас их мобилизационные возможности также могли снизиться – если в ближайшей перспективе не произойдет каких-то экстраординарных событий.