“Россия не намерена отказываться от роли посредника на Южном Кавказе “

Российский аналитик полагает, что Россия не хочет отказаться от своей роли миротворца в отношениях на Южном Кавказе.

Готова ли Россия уступить Западу роль главного посредника в отношениях между Арменией и Азербайджаном?

На вопросы VERELQ ответил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Тимофей Бордачев.

“Я не вижу никаких признаков того, чтобы Россия собиралась отказаться от своей роли посредника и миротворца в отношениях на Южном Кавказе. Выполнение соглашения от 9 ноября 2020 года является задачей обеих сторон конфликта в условиях предоставления Россией миротворческого контингента в Карабахе. Что касается отношений с Арменией, то они регулируются участием сторон в ОДКБ и ЕАЭС, где содержатся совершенно четкие взаимные обязательства”, – заявил аналитик.

По его словам, стратегически Россия, конечно, хочет мира на Южном Кавказе и полноценного суверенитета государств, которые там находятся, а само по себе российское присутствие “не может быть самоцелью”: “Если, например, Европейский союз сможет предложить услуги, которые обе стороны конфликта посчитают для себя подходящими – почему он не может участвовать в миротворческом процессе? Может, наверное. Недавняя встреча глав государств Армении и Азербайджана с участием какого-то крупного европейского чиновника показала очень благопристойный результат и нет оснований считать, что такие встречи не нужны. Вопрос не в том, что Россия хочет где-то что-то для себя держать, а в том, смогут ли другие предложить странам региона надежные гарантии? Пока таких примеров не было, но почему бы и нет в будущем – это, в конечном итоге, дело Армении и Азербайджана”.

Говоря о вступлении в ЕАЭС Азербайджана, эксперт отметил, что этот вопрос пока серьезно не ставился и серьезно не обсуждался.

“Мне кажется, что само по себе будущее ЕАЭС должно быть предметом дискуссии между участниками Союза – он создавался в принципиально других исторических условиях и нельзя просто механически продолжать интеграцию при таком масштабе глобальных изменений. Как мне кажется, в будущем ЕАЭС сохранит важные функции технического регулирования в целом ряде областей, но это не может делаться в ущерб суверенитету стран-участниц”.