«Азербайджан играет ключевую роль в диверсификации энергообеспечения Европы, в связи с чем является стратегически важной страной не только для Великобритании, но и для всей Европы», – заявил посол Великобритании в Азербайджане Питер Бейтман.
Как передает AZE.az, посол Великобритании в Азербайджане Питер Бейтман заявил в интервью АПА, что должне быть разработан ряд моделей, которые могут помочь в решении карабахского конфликта.
– Вы приступили к дипломатической деятельности в Азербайджане несколько месяцев назад. Когда Вы получили предложение представлять Великобританию в Азербайджане в качестве посла, какими были Ваша первая реакция и мысли?
– Мое назначение на должность посла Великобритании в Азербайджане наполнило мое сердце гордостью и вызвало особые чувства в связи с достаточно тесными отношениями между двумя странами и по причине совпадения этого дня с знаменательным днем в истории Азербайджана. Я все еще продолжаю испытывать эти чувства. По прошествии трех месяцев я все еще нахожусь в ожидании еще ближе узнать привлекательную страну, авторитет которой непрестанно растет, и ее народ.
– 20 лет назад были установлены дипломатические отношения между Азербайджаном и Великобританией. Как Вы оцениваете эти отношения по прошествии 20 лет? Какие Вы можете назвать достижения и, если они есть, упущения?
– Азербайджан является дружеской страной и близким стратегическим партнером для Великобритании. У нас теплые и охватывающие широкий спектр связи. В последнее время между Баку и Лондоном состоялся ряд визитов на высоком уровне, в том числе, недавно министр энергетики и климатических изменений Великобритании Чарльз Хендри совершил визит в Баку. Мы надеемся, что в предстоящие месяцы и годы состоится много новых визитов.
У нас тесные и равноправные отношения в экономической и гуманитарной областях. Великобритания самый большой инвестор в Азербайджане, и партнерские отношения «ВР» с Азербайджаном взаимовыгодно. Для британцев Азербайджан является излюбленным местом. В свою очередь, Британия очень довольна тем, что в ее вузах в большом количестве обучаются азербайджанские студенты, приезжают туристы. Думаю, что в наших отношениях были какие-то упущенные возможности, однако имеется потенциал поднять эти отношения на более высокий уровень. Таким образом, между Азербайджаном и Британией наблюдаются возможности еще более расширить и углубить связи, как в политической, так и экономической сферах. За время моего нахождения здесь я с нетерпением жду этого процесса.
В этом году Азербайджан был избран в Совет безопасности ООН, членом которого является Великобритания, и здесь тоже появятся возможности для тесного сотрудничества. В мае появится прекрасная возможность для Азербайджана представить себя иностранным гостям, которые приедут на музыкальный конкурс «Евровидение», в числе этих гостей будет много британцев. И, конечно же, мы с нетерпением ждем азербайджанских спортсменов и болельщиков этим летом на Олимпийских и Паралимпийских играх в Лондоне.
– Недавно послы Великобритании в странах Южного Кавказа подписали совместное заявление об Олимпийском перемирии на Кавказе. Насколько важна для правительства Великобритании безопасность на Южном Кавказе?
– Азербайджан играет ключевую роль в диверсификации энергообеспечения Европы, в связи с чем является стратегически важной страной не только для Великобритании, но и для всей Европы. Объем британского капитала в Азербайджане делает для нас важной безопасность на Южном Кавказе. Великобритания наряду с нашими партнерами по Евросоюзу, обеспокоена тем, что нагорно-карабахский конфликт не урегулирован и остается источником региональной нестабильности. Мы не являемся членом Минской группы ОБСЕ. Однако мы полностью поддерживаем взаимоприемлемые усилия по решению, опирающемуся на территориальную целостность, принципы самоопределения и неприменения силы.
– В настоящее время Азербайджан и Армения в основном ведут переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта при посредничестве России. На нынешнем этапе основным препятствием является вопрос статуса Нагорного Карабаха и будущего подчинения. Видите ли Вы какой-либо пример в международной практике, который мог бы стать моделью решения нагорно-карабахской проблемы?
– Понято, что нынешний «статус-кво» неприемлем, и Великобритания желает урегулирования конфликта как можно скорее. Поэтому мы приветствуем все усилия, которые приблизят к этой цели, а также недавнюю сочинскую встречу президентов Азербайджана, Армении и России. Уверен, что должен быть ряд моделей, которые могут помочь в решении карабахского конфликта. Наравне с этим, думаю, что непосредственно вовлеченные в конфликт стороны должны сами предложить решение, какой вариант послужит установлению мира и благосостояния.
– Сегодня Великобритания является самым большим инвестором нефтяной сферы Азербайджана. Но так как Азербайджан нуждается во вложениях в ненефтяной сектор, в настоящее время он пытается оживить этот сектор. Как Вы оцениваете местные бизнес возможности для вложений в ненефтяной сектор? Видите ли Вы какие-либо возможности для британских компаний?
– Мы, разумеется, рады быть самым крупным иностранным вкладчиком в Азербайджане. По сей день, больше всего было инвестировано в энергетический сектор. Если все пойдет, как было предусмотрено, мы станем свидетелями более крупных соглашений. В то же время мы очень заинтересованы в широком развитии наших торговых и инвестиционных связей. Помимо нефтегазового сектора, наши приоритеты в других направлениях таковы: строительство, финансовые услуги, дизайн, образование и торговля. Мы видим, что у нас есть бизнес возможности в области строительства, в особенности в области архитектуры и проектирования. Уже имеется успешный опыт в области архитектуры, дизайна и проектирования. Например, проекты «Порт Баку» и «Баку Аг Шехер», новый терминал международного аэропорта. И, разумеется, мы рады видеть многочисленные лондонские такси на улицах Баку. Другая область, привлекающая интерес британских компаний, это продажа модных товаров и брендов для среднего класса. В этом плане можно отметить такие всемирно известные компании, как «Mothercare», «Debenhams» и «Accessorize and Austin Reed». Мы намерены видеть развитие этой тенденции по возрастающей.
– Ситуация вокруг Ирана остается источником основного беспокойства международного сообщества. В Азербайджане есть такая обеспокоенность, что возможные военные операции против Ирана будут сопровождаться отрицательными последствиями для Азербайджана. Что Вы думаете о беспокойстве Азербайджана?
– Мы с полным понимаем относимся к осторожному продвижению Азербайджана в региональных отношениях. Азербайджан имеет многочисленные связи с Ираном в области человеческих отношений, также имеется фактор общей границы, и это означает, что две страны должны совместно работать во многих сферах. С этой точки зрения беспокойство Азербайджана понятно, и Великобритания намерена приложить усилия для предотвращения еще большего роста напряженности.