По мнению российского эксперта, “десятилетиями армянское общество кормили буквально чуть ли не националистической идеологией на государственном уровне, что Карабах – это наше все, что это наша земля”.
Как передает AZE.az, Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что армянская оппозиция прекрасно осознает, что договор между Ереваном и Баку будет подписан, давление на Пашиняна ни к чему не приведет.
– Но все равно эти акции, какие-то маневры будут продолжатьcя какое-то время. Кроме того, проблема статуса сепаратистского Карабаха, о которой сейчас так сильно кричит оппозиция и к которой апеллирует, поясняя суть протестов, также уже не находит отклика у населения. Иначе бы по всей Армении на улицы вышли лавины людей. Оппозиция даже перекрыть движение в Ереване нормально не может. Жалкие попытки перекрыть на полчаса – это ни о чем.
А не находит вопрос статуса Карабаха реакции у населения, потому что перед многими сейчас в связи с карабахским урегулированием появился образ позитивного будущего, шанс начать мирную жизнь и получить от этого преференции. Эта информация, что можно жить не только войной, жить без бессмысленного удержания оккупированных территорий, с реальным экономическим развитием вместе – эта информация начинает активно работать в сознании армянского общества.
Да, быстро армянское общество в этом вопросе не перестроится. Ведь людей десятилетиями кормили буквально чуть ли не националистической идеологией на государственном уровне, что Карабах – это наше все, что это наша земля. Десятилетиями армянский народ жил в таком мифотворчестве. Ведь и Пашинян до войны, как только пришел к власти в Армении, придерживался этой же идеологии. Он тоже ездил в Карабах, пытался там проводить какие-то мероприятия, говорил, что «Карабах – это Армения, и точка».
И если бы не проигрыш в войне, то, наверное, бы Пашинян этот образ пытался поддерживать и дальше. Но поражение Армении привело к необходимости заниматься созданием другого образа, создания новой истории.
И контролируемые Пашиняном государственные СМИ занимаются этим процессом. Как оказалось, десятилетиями создававшуюся в сознании людей «картину мира» можно за несколько лет радикально изменить. Да, с конца войны прошло 1,5 года. И это еще недостаточное количество времени для окончательной перестройки сознания, но уже достаточный промежуток, чтобы по крайней мере под сомнение были поставлены предыдущие идеологемы. Через какое-то время и люди в Армении будут жить в другой реальности, смотреть на мир другими глазами, если их серьезно информационно подписывать правильными взглядами.
То есть сейчас за Карабах простой народ ни на каком уровне «воевать» не хочет. На сегодняшний день ему это не нужно.
Да, реваншисты рвутся к власти. Крайне небольшая вероятность, что это, не дай Бог, произойдет, но если вдруг что-то случится, то мы снова увидим реабилитацию реваншистских настроений.
России совершенно ненужно, чтобы к власти в Армении пришли реваншисты, радикально настроенные силы. Москва заинтересована в мирном урегулировании на Южном Кавказе, она – за то, чтобы развивать взаимовыгодное сотрудничество, за позитивные отношения между всеми государствами региона. Сейчас России, например, в этой связи максимально выгодно иметь тесные отношения с Азербайджаном, максимальную кооперацию в экономических проектах и возможность прямого транспортного сообщения с Арменией через территорию Азербайджана, возможность прямых контактов с Турцией через территорию Азербайджана и Армении. В этом смысле создание логистических коридоров, в том числе Зангезурского коридора, крайне важно для России, поэтому она будет помогать Армении в строительстве его армянской части, о чем и договорились недавно лидеры двух стран. Россия готова инвестировать в это и политические, и экономические ресурсы, что, собственно, она и делает.
Россия помогает Армении двигаться в сторону нормализации отношений с соседями. Подталкивает ситуацию в направлении и подписания мирного договора, и демаркации границы. Если бы Россия как-то по-другому себя позиционировала в данной ситуации, то реваншистские настроения в Армении имели бы большую опору, вероятность эскалации ситуации была бы гораздо большей. Поэтому реваншистски настроенные силы не имеют серьезной поддержки.
В любом случае статус Карабаха будет определен исключительно в рамках Азербайджана. И я уверен, что Пашинян даже после подписания мирного договора с Азербайджаном устоит. Для этого есть все основания.