Панина: достигнута какая-то договоренность в диалоге Ереван-Баку-Анкара

Судя по всему, проблема статуса Ханкенди снята с повестки армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений, передает AZE.az.

Директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ) Елена Панина считает, что два процесса – армяно-турецкая нормализация и подготовка мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией – двинулись навстречу друг к другу. Более того, эксперт не исключает, что “достигнута какая-то договоренность по спорным проблемам, к числу которых с позиции Армении относится приверженность принципам сохранения территориальной целостности и определения “статуса” Нагорного Карабаха”.

Елена Панина в своем Telegram-канале пишет:

“В Вене прошла очередная, третья по счету, встреча спецпредставителей Турции и Армении – посла Сердара Кылыча и вице-спикера Рубена Рубиняна. Напомним, что первую встречу они провели 14 января в Москве, а вторую – в австрийской столице. Стороны в очередной раз подтвердили свое согласие продолжить процесс “без предварительных условий”.

При этом они не выступили с какими-либо официальными заявлениями. До сих пор армяно-турецкий диалог носит закрытый характер, хотя стороны заявляют, что обсуждают вопросы о восстановлении дипломатических отношений. Однако интрига тут в том, что, как показывает международная практика, для этого страны могли бы обменяться всего лишь нотами между внешнеполитическими ведомствами, а решение возникающих попутно вопросов или проблем вынести на уровень специально созданных совместных комиссий.

В нашем случае такого не происходит, что наводит на мысль существования закрытой переговорной повестки, вокруг которой ведутся дискуссии.

В то же время появляется еще один “прорывной” процесс, но уже в формате диалога Баку – Ереван. Почти одновременно с венскими переговорами в Брюсселе состоялась встреча между секретарем Совета безопасности Армении Арменом Григоряном и помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым. До этого был телефонный разговор между главами МИД Азербайджана и Армении.

Исходя из этого, можно предполагать, что стороны готовят некий совместный документ, который переводил бы закрытые дискуссии в публичную сферу с целью выхода на конкретные соглашения. То есть можно говорить о том, что два процесса – армяно-турецкая нормализация и подготовка мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией – двинулись навстречу друг к другу.

Судя по всему, при этом достигнута какая-то договоренность по спорным проблемам, к числу которых с позиции Армении относится приверженность принципам сохранения территориальной целостности и определения “статуса” Нагорного Карабаха. В противном случае столь активный диалог в треугольнике Баку – Анкара – Ереван был бы невозможен.

Но выйти на консенсус будет непросто. Судя по всему, проблема статуса Ханкенди снята с повестки армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Турецкие СМИ отмечают, что премьер-министр Армении Никол Пашинян в закрытом диалоге с Анкарой не педалирует проблему “геноцида армян” в 1915 году”.

Эксперт отмечает: что касается трека Ереван – Баку, то в Армении осложнилась внутриполитическая ситуация, которая мешает Пашиняну. Если протесты продолжатся, то и диалог Ереван – Баку может быть отложен, наружу станут вылезать старые противоречия”.