По мнению российского эксперта, протестные усилия армянской оппозиции напоминают отчаянную попытку рвануть стоп-кран уже тронувшегося и набирающего скорость поезда.
Как передает AZE.az, противостояние сил, выступающих за и против нормализации на Южном Кавказе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
В первую декаду мая Южный Кавказ оказался во власти сразу двух политических атмосферных фронтов, приносивших то облачность с прояснениями, то грозы и шквалистые ветры. Холодный и теплый атмосферные фронта отчаянно боролись друг с другом и не один в итоге не взял верх. Это не позволяет сделать окончательный вывод о том, к чему все-таки идет регион, полтора года назад переживший вторую карабахскую войну, но до сих пор не сумевший полностью избавиться от ее травм.
Возникший в Америке в 70-е годы прошлого года после войны в Индокитае так называемый «вьетнамский синдром», обозначающий посттравматическое стрессовое состояние и мучительную дискуссию в обществе о причинах поражения в войне, в эти майские дни в полной мере проявился в Армении.
В своем послании по случаю 9 мая премьер-министр Никол Пашинян призвал нацию трезво посмотреть в глаза суровой реальности и думать о том, как извлечь уроки из прошлого.
«Сегодня, после 44 дней катастрофической войны, мы с горечью отмечаем, что не только не смогли превратить победу в первой войне в дипломатическую, политическую, экономическую победу, но многие плоды этой победы были утеряны, “арцах” и Армения стоят перед серьезными вызовами», – не побоялся назвать вещи своими именами Никол Пашинян.
«Не мы виновники бедствий в нашей стране, нас постигла жестокая участь и священная миссия – провести нашу Родину через неизбежные бедствия, выпавшие на долю всех нас, вести ее к мирному, благополучному, счастливому будущему», – добавил Никол Пашинян. Будущей моделью отношений с Азербайджаном он назвал «мирное региональное сосуществование» как единственную гарантию укрепление армянской государственности.
В это самое время армянскую столицу продолжали потрясать многотысячные протесты, участники которых давали понять, что им не нужен такой лидер, которые проводит такую политику и произносит такие пораженческие речи, как речь Никола Пашиняна на 9 мая. Напомним, что раньше в стране отмечали в этот день не одну, а две победы – победу в Великой отечественной и так называемое «освобождение Шуши», которую Баку вернул себе после Второй карабахской войны.
Один из лидер протестов, вице-спикер парламента Ишхан Сагателян заявил, что ни мирный план Пашиняна, ни сам Пашинян Армении не нужны. И от них нужно избавиться как можно скорее.
Главными задачами он назвал «сдерживание турецко-азербайджанской агрессии», «усовершенствование единой системы безопасности с привлечением стратегических партнеров», «модернизацию вооруженных сил Армении».
«Новая власть должна будет подтвердить, что является гарантом безопасности народа “арцаха”, исключая какой-либо статус в составе Азербайджана», – бросил еще один вызов Баку лидер армянской оппозиции, при этом попытавшись дезавуировать призыв Никола Пашиняна «немного снизить планку ожиданий» по Нагорному Карабаху. «Новое правительство Армении будет вести переговоры с Турцией и Азербайджаном, но никогда не будет двигаться по логике снижения планки статуса “арцаха”», – пообещал Ишхан Сагателян.
Для того, чтобы реализовать эту программу оппозицией уже сформирован некий кадровый резерв из 350 профессионалов, которые готовы, засучив рукава, взяться за демонтаж наследия Пашиняна, а точнее, общего наследия Еревана, Баку и Москвы.
Однако все эти усилия напоминали отчаянную попытку рвануть стоп-кран уже тронувшегося и набирающего скорость поезда. В ходе состоявшейся на этой неделе в Душанбе встречи министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении Сергей Лавров, Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян подтвердили приверженность неукоснительному соблюдению всех положений заявлений лидеров трех государств.
В Душанбе шла речь о прогрессе в реализации договоренностей по разблокированию экономических и транспортных связей в регионе, а также обсуждались усилия по запуску процесса демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы при содействии России. Кроме того, Сергей Лавров подтвердил готовность Москвы всячески способствовать подготовке договора о нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. И, разумеется, главы МИД трех государств никаких не реагировали на призывы армянской оппозиции обнулить предыдущие договоренности, как бы давая понять, что не рассматривают их всерьез.
Накануне встречи в Душанбе глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов сообщил, что Баку и Ереван уже договорились о составе совместной пограничной комиссии по делимитации азербайджано-армянской границы. При этом он счел необходимым прокомментировать тот рукотворный шторм, которые накрыл Ереван, выразив убежденность в том, что оппозиции в Армении не удастся вернуть вопрос Карабаха в повестку дня. «Они пытаются остаться актуальными, вновь поднимая тему Карабаха. Мы наблюдаем за этим процессом. О поддержке этих сил общественностью не может быть и речи. Народ уже не ведется на их ложные обещания. Организаторы протестов известны. Они много лет кормили армянский народ лживыми обещаниями, и подвели эту страну к краю пропасти», – заявил Джейхун Байрамов.{NEWS_2}
Весьма символично и то, что протесты в Ереване по своему проигнорировал и сам Никол Пашинян, перед поездкой в Душанбе посетивший с визитом Нидерланды. В своем выступлении в Институте международных отношений он подтвердил готовность к встрече совместной комиссии по вопросу делимитации и демаркации границы. О том, что Армения передала Азербайджану свои предложения по началу переговоров по мирному договору, заявил и посол по особым поручениям Эдмон Марукян.
И, наконец, тема долгосрочного урегулирования на Южном Кавказе на этой неделе стала предметом телефонного разговора президента Азербайджана Ильхама Алиева с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Отметим, что разговор этот состоялся по инициативе американской стороны. Как сообщила пресс-служба Ильхама Алиева, госсекретарь США поддержал переговоры между Азербайджаном и Арменией и заключение мирного соглашения, выразив надежду, что это внесет вклад в обеспечение устойчивого мира в регионе. Как и Москва, Вашингтон также выступает за начало процесса делимитации и демаркации границ и открытие транспортных коммуникаций.
Главным вывод из всего этого состоит в следующем.
Если взять воедино все эти и другие многочисленные события, происходящие вокруг урегулирования на Южном Кавказе, то станет ясно, насколько оторванными от реальности выглядят призывы отказаться от переговоров и готовиться к отражению некой «турецко-азербайджанской агрессии» с привлечением неких стратегических партнеров». Узнать бы еще, что это за такие мифические стратегические партнеры, готовые пусть поезд урегулирования под откос, учитывая, что ни Россия, ни США, как мы видим, делать этого не хотят.
Понимают ли те, кто пытается любым мыслимым и немыслимым способом взорвать ситуацию в Армении, что на карту поставлена не только судьба армянского государства, которая находится под реальной угрозой до тех пор пока не определена взаимоприемлемая формула урегулирования. Фактически под удар ставится проект мирного устройства Южного Кавказа, в котором Москва сыграла ключевую роль и считает это устройство безальтернативным.
Таким образом, какой бы переменчивой не была майская политическая погода на Южном Кавказе, на весах карабахского урегулирования чаша мира должна перевесить чашу войны.