Баку выдвинул базовые принципы нормализации двусторонних отношений в целях скорейшего утверждения прочного, долгосрочного мира, который способен окончательно закрыть вражду между Азербайджаном и Арменией.
Как передает AZE.az, несколько дней назад глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, касаясь «6 пунктов», предложенных Арменией в качестве ответа на выдвинутые АР 5 базовых принципов нормализации двусторонних отношений, в корректной форме поставил под сомнение состоятельность ереванского «документа». «Глядя на него, становится ясно, что это нельзя назвать предложениями, – подчеркнул Байрамов. – Документ, представленный армянской стороной, является реакцией на предложения Азербайджана. Я могу перечислить некоторые из этих шести пунктов, и вы также сможете сделать вывод, насколько это можно назвать предложениями».
И вот официальный Ереван в лице посла по особым поручениям Эдмона Марукяна обнародовал, так сказать, «детали» предложений Армении. Из коих, действительно, видно, что это никакие не предложения, а просто набор формулировок. Из которых, впрочем, так и не ясно, готова или нет Армения реально приступить к разработке и заключению мирного договора на основе выдвинутых Азербайджаном базовых принципов? Принципов, полностью соответствующих международному праву и включающих в себя, в частности, взаимное признание суверенитета и территориальной целостности друг друга, исключение территориальных претензий, применения силы и угроз безопасности, делимитацию границ, разблокирование коммуникаций.
Неудивительно, что даже в самой Армении пресловутые «6 пунктов», обнародованные официальным Ереваном в качестве ответа на предложения Баку, вызвали самые критические оценки. Оппозиционные круги, от лояльного прежде к правительству Пашиняна тер-петросяновского «Армянского национального конгресса» (АНК) до непримиримых реваншинствующих организаций типа «Хаястан» и «Честь имею», назвали «предложения» Армении «жалким ответом» и «абсолютным позором».
Особенно выделяется реакция АНК, расценившего ответ Еревана на видение Азербайджаном проекта будущего мирного договора как доказательство отсутствия у Армении «элементарных представлений о международной политике и переговорной дипломатии». Поскольку «Армения понятия не имеет, что она хочет включить в мирное соглашение или что хочет изменить в предложениях Азербайджана».
Критики правительства негодуют, в частности, из-за того, что в ответном письме содержатся сомнительные исторические экскурсы, якобы доказывающие, что Армения никогда не имела и не имеет территориальных претензий в отношении Азербайджана. Абсурдным им представляется и четвертый из «6-и пунктов», в котором говорится о том, что Армения считает важными обязательства, закрепленные в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. Ибо «как могут считаться принципом три уже подписанных заявления?»
Равно как в качестве «маразматичного» охарактеризован и шестой пункт, согласно которому Армения для организации соответствующих переговоров обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ. Данный пункт тоже не может считаться «принципом», тем более если учесть «неспособность сопредседателей к совместным действиям» в нынешних условиях противостояния между Россией и Западом.
Между тем, даже и пункт по поводу «Нагорного Карабаха», который армянское правительство преподносит как свое дополнение к предложениям Азербайджана, удостоился резкой критики как минимум из-за того, что неясно, «какой механизм предлагает Армения для решения этого вопроса в будущем».
Однако на этом пункте «предложений» Армении уместно остановиться поподробнее. Ереван утверждает, что «для армянской стороны являются основополагающими вопросы гарантирования безопасности армян Карабаха, уважения их прав и свобод, а также окончательного определения статуса Карабаха». При этом руководство Армении уже неоднократно заявляло о том, что для него «в предложениях Азербайджана из пяти пунктов нет ничего неприемлемого». Остается лишь выяснить, сохраняется ли таковое отсутствие «неприемлемости» при наличии вышеприведенного «дополнения» со стороны Армении? И если да, то почему Армения однозначно не заявляет о готовности заключить мирный договор, сама суть и идея которого немыслимы без взаимного признания суверенитета и территориальной целостности?
Если же Армения при одновременном подтверждении отсутствия «неприемлемости» и наличия «дополнения» пытается всего лишь нивелировать первое посредством второго, то есть, по сути, – затормозить мирный процесс, то она глубоко заблуждается в эффективности ведомой ею игры. Подобная игра лишена какой-либо перспективы, как лишены ее любые попытки навязать Азербайджану «статус» неотъемлемой части его территории.
Баку выдвинул базовые принципы нормализации двусторонних отношений в целях скорейшего утверждения прочного, долгосрочного мира, который способен окончательно закрыть вражду между Азербайджаном и Арменией. Исходя из своей позиции, он и предпринимает решительные шаги для скорейшего запуска процессов выработки мирного договора, делимитации границы, разблокирования транспортных сообщений.
Вместе с тем, Азербайджан неоднократно предупреждал о том, что его мирные предложения не могут рассматриваться Арменией в «вечном» временном промежутке. Но столь несерьезный «документ» как «6 пунктов» как раз дает основание думать, что Армения пытается затянуть время принятия стратегических решений по актуальному комплексу двусторонних отношений. А это уже чревато для Армении не одним лишь «позором».