Москва ревностно относится к инициативам ЕС в связи с Баку и Ереваном

По мнению российских экспертов, противостояние с Россией, вызванное войной в Украине, привело к тому, что теперь и Москва, и Брюссель пытаются добиться успеха в переговорах Баку с Ереваном в одиночку».

Как передает AZE.az со ссылкой на haqqin.az, как и ожидалось, договоренности, достигнутые 22 мая в Брюсселе между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном при посредничестве председателя Совета ЕС Шарля Мишеля, с новой силой всколыхнули политические страсти в Ереване. Реваншистски настроенные лидеры протестной волны охарактеризовали брюссельские договоренности как «продажу Николом не только Карабаха, но и Армении» и заблокировали утром 24 мая вход в здание МИД. Некоторым протестующим удалось даже прорвать полицейское оцепление и ворваться в здание.

Дашнак Ишхан Сагателян, вице-спикер парламента от оппозиции, вновь заявил, что переговоры в Брюсселе «доказали, что МИД не служит интересам Армении».

«Мы обращаемся с призывом к нашим соотечественникам, которые находятся в здании МИДа и среди которых есть грамотные дипломаты: отдаляйтесь от Никола, не берите на себя ответственность за его предательство», – заявил Сагателян.

По словам вице-спикера, Никол Пашинян так опустил планку в Брюсселе, что сделал невозможными любые переговоры о самоопределении и статусе армян, проживающих в Карабахе.

«Мало того, – возмущается Сагателян, – теперь там говорят только о том, что права и безопасность этнических армян, проживающих в Карабахе, должен обеспечивать Азербайджан».

Во второй половине дня, после того как спецподразделение полиции «Красные береты» начало разгонять протестующих, ситуация перед зданием МИДа накалилась. Депутаты от оппозиции вошли в здание и встали между полицией и протестующими, чтобы предотвратить кровопролитие. В результате после четырехчасовой блокады здания МИД, оппозиционные группы отступили.

«Поставленная нами задача выполнена, – заявил Ишхан Сагателян. – Полиция попыталась разблокировать здание, но безуспешно. Мы сами его разблокировали и теперь направляемся на площадь Франции, где продолжим демонстрацию протеста».

Отношение армянской оппозиции к достигнутым в Брюсселе договоренностям в целом было прогнозируемо. Как и предполагалось, лозунг оппозиции о «предательстве Никола», а также призыв к соотечественникам «встать на защиту национальных интересов Армении», число демонстрантов на улицах Еревана так и не увеличил.

В связи с чем основное внимание экспертов сосредоточилось на вопросе, какая реакция на брюссельские договоренности последует из Москвы.

Несмотря на то, что накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров позвонил главам МИД Азербайджана Джейхуну Байрамову и Армении Арарату Мирзояну, официальная позиция России по брюссельским соглашениям пока не озвучена. По мнению ряда российских экспертов, сегодня Москве, которая из-за войны в Украине во многом утратила былой международный престиж, нелегко быть посредником между Азербайджаном и Арменией. В этом, в частности, уверен Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии.

«Я это вижу, как инициативу Европы, у которой на руках все карты, – утверждает Дубнов. – Москве уже не так удобно, как раньше, оставаться в роли посредника – она слишком занята в Украине и это, конечно, в значительной степени ослабляет ее позиции. Ну, и тот факт, что Азербайджан и Армения уже договорились в Брюсселе о создании комиссии по демаркации и делимитации границы – это весьма впечатляющая основа для переговоров. Ведь этого не удалось сделать Москве…»

При этом Дубнов считает, что при любом раскладе Москва сохранит свое участие в переговорном процессе.

«Я полагаю, что следующая встреча лидеров Армении и Азербайджана по Карабаху пройдет уже при посредничестве Москвы», – уверен эксперт.

Александр Крылов, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, также видит в брюссельской встрече попытку ЕС перехватить инициативу.

«Это, скорее, новая форма влияния ЕС на ситуацию в условиях, когда Минская группа ОБСЕ фактически недееспособна, – считает Крылов. – Россия назначила своего спецпредставителя по этому вопросу, а Европа, получается, ищет свое место, чтобы проявить активность. Это, конечно, хорошо, когда идут переговоры. Но не совсем понятно, к каким результатам это приведет практически».

Эксперт сомневается, что окончательную границу между Арменией и Азербайджаном можно определить без помощи России.

«Как ЕС может влиять на Азербайджан и Армению для делимитации и демаркации границ без непосредственного участия и помощи России? – спрашивает эксперт. – Без Москвы этот процесс не может быть начат и завершен. У ЕС нет ни карт границ, ни дислоцированного в регионе военного контингента».

По мнению Крылова, резкое осложнение отношений между ЕС и Россией не изменило позиции Брюсселя по карабахскому конфликту.

«Позиция ЕС осталась прежней, – считает эксперт. – Как и раньше, Брюссель утверждает, что, при решении конфликта, права этнических армян должны быть соблюдены. Противостояние с Россией, вызванное войной в Украине, изменило лишь то, что теперь и Москва, и Брюссель пытаются добиться успеха в переговорах Баку с Ереваном в одиночку».