Поездка российского министра в Ереван и его новые заявления о важности продолжения мирного процесса и заключения большого договора между Ереваном и Баку показали, что Россия не намерена останавливаться на полпути и уступать пальму первенства в армяно-азербайджанском урегулировании.
Итоги визита главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван и его значение для продвижения мирного процесса на Южном Кавказе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
Как передает AZE.az, состоявшийся на этой неделе визит главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван стал моментом истины в продолжающемся споре о том, куда идет Армения во главе с Николом Пашиняном, есть ли альтернатива трехстороннему мирному плану, согласованному в ноябре 2020 года, и кто играет первую скрипку в посредничестве между Ереваном и Баку.
Вплоть до последних дней мы наблюдали два процесса, которые представляют собой две параллельные реальности.
Одна – дипломатическая реальность – состоит во встречах, переговорах, телефонных звонках и во всем том, из чего складывается ткань любого переговорного процесса, его плоть и кровь, его нервные окончания. Смысл этой тяжелой черновой работы переговорных команд и посредников сводится к тому, чтобы добиться конкретизации, развития и продвижения базовых договоренностей, достигнутых полтора года назад.
Эта работа касается целого комплекса вопросов, включая демаркацию и делимитацию границы, разблокирование транспортных коммуникаций, закрытие раз и навсегда темы Карабаха, чтобы больше никогда к ней не возвращаться. Финальной точкой этого процесса должно стать подписание большого мирного договора.
Вторая реальность – протестная активность на улицах Еревана, которая вспыхнула с новой силой в апреле этого года, когда Никол Пашинян призвал снизить планку ожиданий по Нагорному Карабаху. Эта вторая реальность фонтанирующих митинговых страстей и эмоций в Ереване преследует противоположный смысл: не развивать и продвигать вперед договоренности ноября позапрошлого года, а их обнулить, перечеркнуть, сделать так, чтобы они исчезли, а с ними в одно мгновение исчез и Никол Пашинян. Как на компьютере – нажимаешь кнопку «стереть» — и ненужный тебе текст исчезает.
Зачем? Почему? Потому что многие до сих пор не могут поверить в то, что у поражения во второй Карабахской войне могла быть совсем другая причина, и называется она не «предатель Пашинян». И никакой Никол Пашинян не предатель, а политик, оказавшийся способным понять и принять новые реалии, их неизбежность.
Во всех этих протестах в Ереване есть один важный нюанс.
Если разобраться, то они по сути направлены не только против Пашиняна, но и против всего процесса урегулирования, архитектором которого стала Москва. Россия начала строить карабахский мир с нуля и приложила к сегодняшнему дню огромные усилия для того, чтобы все получилось, все срослось, и было доведено до логического конца. Никол Пашинян лишь принял эту реальность – сделал это не сразу, не без труда.
Но первоисточником была именно Россия.
Таким образом, происходящие в союзной Армении протесты оказались повернуты своим острием против мирного плана России, который может стать одним из ее главных внешнеполитических достижений на постсоветском пространстве.
И вот наступил тот самый момент истины, позволяющий соединить эти две параллельные реальности.
В Ереван, потрясаемый протестами против мира, за который выступили лидеры трех государств и который поддерживает Запад, приехал Сергей Лавров. Стало быть, протестующие против Пашиняна получили возможность донести до Москвы свою альтернативную программу достижения мира и доказать ее преимущества по сравнению с тем, над чем уже полтора года работают дипломаты и переговорные команды.
Но что же мы в итоге увидели?
К зданию МИД в центре армянской столицы, где Сергей Лавров встречался с главой МИД Армении Араратом Мирзояном, пришли – нет, не тысячи, как это было раньше, а несколько сотен сторонников оппозиции. Один из лидеров оппозиции, вице-спикер парламента Армении Ишхан Сагателян сообщил о том, что собравшиеся намерены донести до Сергея Лаврова свою позицию по карабахскому вопросу. Он заявил, что «власти Армении и Никол Пашинян не представляют интересы армянского народа и любые достигнутые с ним договоренности не могут иметь силы». Вот так он считает, несмотря на убедительные итоги прошлогодних выборов. Демонстранты пришли с плакатами: «Новой капитуляции не будет», «Арцах – армянский», «Арцах не может быть в составе Азербайджана», «Никол не представляет нас».
Вот вам и весь альтернативный мирный план, умещающийся в трех строчках митинговых лозунгов: не принимаем, отрицаем, отвергаем. А предлагаем-то что? Как выяснилось, сообщить что-то новое Сергею Лаврову нечего. Все эти лозунги он знал из лент новостей и до поездки в Ереван.
Между тем, поездка российского министра в Ереван и его новые заявления о важности продолжения мирного процесса и заключения большого договора между Ереваном и Баку показали, что Россия не намерена останавливаться на полпути и уступать пальму первенства в армяно-азербайджанском урегулировании.
Это станет холодным душем для тех, кто по-прежнему думает или убеждает себя в том, что всю эту новую реальность можно стереть как нажатием кнопки текст на компьютере.
Визит Сергея Лаврова показал: процесс идет и его не остановить. Две параллельных реальности наконец-то встретились, и первая, мирная, политико-дипломатическая реальность, победила вторую реальность, ведущую в никуда.