Армяне, контролирующие оккупированные территории Азербайджана, используют разные методы войны против нас, и одним из них является целенаправленное использование реки Тертер во вред жителям Тертерского района, – заявил Азад Алиев.
Как сообщает AZE.az, в мире широко используется экологическое оружие, и, к сожалению, война Армении против Азербайджана не является исключением. Каким экологическим атакам подвергают нашу страну армяне?
На вопросы Новости-Азербайджан ответил руководитель общественного Объединения Социально Экономических Исследований, эколог Азад Алиев.
– Каким экологическим атакам подвергается Азербайджан со стороны оккупационного режима в Нагорном Карабахе?
– На территории оккупированного Нагорного Карабаха находится Сарсангское водохранилище, крупнейшее в Нагорном Карабахе. Оно расположено на реке Тертер, в центре Мардакертского района, на севере Нагорного Карабаха.
Сарсангское водохранилище орошало 128 тыс. га сельхозугодий, из которых 110 тыс. га за пределами границ бывшей НКАО, в Агдамском, Бардинском и других районах.
Армяне, контролирующие оккупированные территории Азербайджана, используют разные методы войны против нас, и одним из них является целенаправленное использование реки Тертер во вред жителям Тертерского района.
Зимой армяне открывают водохранилище, чтобы затопить азербайджанские села. А летом, когда население нуждается в воде, они перекрывают воду, обрекая наше население на жажду.
– Министерство экологии и природных ресурсов периодически сообщает о сбросе отходов в реку Араз на территории Армении и загрязнении реки Кура в Грузии. Обе реки в дальнейшем текут по нашей территории и впадают в Каспий.
– Специфической особенностью трансграничных проблем является невозможность их разрешения усилиями отдельного государства, либо более высокая эффективность совместных действий, по сравнению с автономной национальной, либо двухсторонней деятельностью.
Для решения проблем загрязнения трансграничных рек на региональном уровне в рамках международных норм Азербайджан ратифицировал Хельсинкскую конвенцию “По охране и использованию водных стоков и международных озер, проходящих границу”.
Ряд стран еще не присоединились к трансграничным конвенциям. Процесс присоединения стран к международным экологическим конвенциям зачастую сдерживается избирательным отношением правительств к выгодам и издержкам от предполагаемых обязательств отдельных конвенций; оценка совокупных выгод от присоединения ко всему блоку международных соглашений пока не находит применения.
В нашем регионе проблему усугубляет то, что Армения и Грузия не подключились к этой конвенции. В мировой практике особенно остро ставятся вопросы о трансграничном переносе загрязняющих веществ по речным системам, как в свете оценки роли отдельных регионов и водопользователей в загрязнении трансграничных рек, так и в смысле общих вопросов урегулирования межгосударственных интересов и проблем в области использования и охраны поверхностных вод.
Особенностью природных водных ресурсов в современных условиях является то, что вода участвует не только в естественном, но и в антропогенном круговороте, а это может оказать существенное влияние на установившееся в природной среде экологическое равновесие.
Работники Департамента Национального мониторинга Министерства экологии и природных ресурсов АР систематически осуществляют проведение мониторинга рек Кура и Араз.
Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана, в рамках проведенного в третьей декаде декабря мониторинга трансграничных рек Кура и Араз выявило, что со стороны Армении и Грузии продолжается сброс в реки бытовых и промышленных отходов, что приводит к загрязнению воды. В реках в связи с подобным загрязнением отмечено превышение содержания предельно допустимой нормы фенола и соединений меди.
“В пунктах, где река Кура на территории Грузии подвержена трансграничным загрязнениям, отмечено значительное превышение допустимой нормы примеси феноловых и медных соединений, являющихся специфическими загрязнителями в составе воды”, – говорится в сообщении Национального мониторингового департамента по окружающей среде министерства экологии и природных ресурсов, по итогам мониторинга за вторую декаду января.
– Можно ли привести конкретные примеры загрязнения трансграничных рек?
– В мониторинговом приграничном пункте Шихлы-2, являющиеся одними из основных загрязнителей воды медные соединения превышают допустимую норму примеси в четыре раза, в Агстафачае фенолы – в два раза, медные соединения – в три раза, в водохранилище Агстафачай медные соединения – в три раза. В пункте Шихлы-2 и водохранилище Агстафачай фенолы находились в пределах нормы. Во всех пунктах наблюдалось небольшое превышение нормы биогенных веществ. Причиной этого является слив отходов бытовых, животноводческих и промышленных учреждений с территории Армении и Грузии без проведения фильтрации.
В трансграничной с Арменией реке Араз наблюдается значительное превышение нормы количества меди и фенолов. Являющиеся основным загрязнителями воды фенолы превысили допустимую норму примеси в пунктах реки Араз Горадиз и I Шахсевен в три раза, Бахрамтяпя – в два раза. Медные загрязнения в пункте Горадиз превысили допустимую норму примеси в четыре раза, в пунктах Шахсевен и Бахрамтяпя – в три раза. Во всех пунктах наблюдалось небольшое превышение нормы биогенных веществ, причиной которых является слив отходов с территории Армении.
Из этого следует лишь один вывод: разрешение трансграничных проблем, в особенности – снижение уровня загрязнения окружающей среды сопредельных государств, требует создания и укрепления межгосударственного институционального механизма в области охраны окружающей среды.