Свободный открытый диалог с Владимиром Путиным могут позволить себе только те лидеры, которые имеют достаточно веса и авторитета, в их числе и Президент Азербайджана.
Как передает AZE.az, итоги Шестого Каспийского саммита и встречи президентов России и Азербайджана в Ашхабаде подводит политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
Президенты России и Азербайджана встретились после четырехмесячного перерыва. На этот раз – не в Москве, Сочи или Баку, а в Ашхабаде, на Шестом Каспийском саммите.
До этого лидеры двух стран общались десятки раз. Однако это была особая возможность сверить часы и посмотреть друг другу в глаза в один из переломных моментов в мировой политике.
Символичной эта встреча была по двум причинам.
Во-первых, это была первая встреча Путина и Алиева после того, как в феврале этого года они перевели отношения двух стран на качественно новый уровень, подписав в Москве Декларацию о союзническом взаимодействии.
Во-вторых, это была встреча в наступившую другую эпоху в международных отношениях, которую после начала российской военной операции на Украине окрестили «новой реальностью».
Учитывая, что операция в Украине, а за ней и война санкций против России начались буквально через два дня после визита Ильхама Алиева в Москву – так уж совпало, вся эта ситуация приобретала особый драматизм. Только-только провозглашенные союзнические отношения Азербайджана и России были тут же подвергнуты испытанию на прочность и на огнеупорность в пожаре санкционной войны, перекидывающемся с одной страны на другую.
Визит в Ашхабад на саммит «каспийской пятерки» был его первой зарубежной поездкой после начала российской операции на Украине.
В Россию главы государств и правительств в связи с этой форс-мажорной ситуаций также стали ездить реже. Что касается западных лидеров, то они не считают возможным продолжать диалог с Москвой. В свою очередь, вести переговоры со странами, которые ведут против нее экономическую и информационную войну, а также опосредованную горячую войну руками Украины, заваливая ее оружием, Россия не видит смысла.
Однако и страны, которые не ввели санкции и не попали в список недружественных, нередко предпочитают не светиться, не афишировать общение с Россией, чтобы не накликать на себя гнев США. Как заявил уже после встречи с президентом Азербайджана Владимир Путин, выступая в штаб-квартире Службы внешней разведки, у России много единомышленников в мире, однако «некоторые бояться и голову поднять, и сказать об этом вслух».
Но вот Ильхам Алиев не боится делать то, что хочет, и говорить, что думает, в том числе, и об отношениях с Россией.
Свободный открытый диалог с Владимиром Путиным могут позволить себе только те лидеры, которые имеют достаточно веса и авторитета.
Такие, как президент Индонезии Джоко Видодо, лидер четвертой по численности населения и одной из двадцати ведущих экономик мира, в этом году занимающей пост председателя Группы двадцати, на этой неделе прилетевший на переговоры в Кремль, как ни отговаривали его от контактов с Москвой на Западе.
Весьма символично, что ровно за день до этого общался с Владимиром Путиным в Ашхабаде Ильхам Алиев – лидер страны-председателя Движения неприсоединения – второго после ООН международного института, у истоков которого стояла Индонезия.
Ильхам Алиев обратился к Владимиру Путину с такими словами: «Я очень рад нашей новой встрече. Встретиться с Вами всегда очень важно для наших отношений, и уверен, что эта встреча также будет способствовать развитию дружественных, добрососедских отношений между нашими странами».
В свою очередь, Владимир Путин указал на то особое место, которое продолжает занимать Азербайджан в отношениях России с новыми независимыми государствами, возникшими после распада СССР, и с внешним миром в целом.
«Самое главное – это реализация наших планов, точнее, нашего совместного плана российско-азербайджанского сотрудничества до 2024 года. Всё у нас двигается», – заявил Владимир Путин.
Обращаясь к Ильхаму Алиеву, он отметил: «Хотел бы особо поблагодарить Вас за те идеи, которые Вы сформулировали в ходе нашего неформального общения, неформального обеда. Он был деловым в самом высоком смысле этого слова, коллеги высказали много интересных предложений по развитию регионального сотрудничества».
Идей этих и соответственно направлений российско-азербайджанского сотрудничества предостаточно.
Каспийское море – важная составляющая многих международных и региональных проектов. Россия перенастраивает свои деловые связи с Запада на Восток и на постсоветское пространство. В свою очередь, Азербайджан – один из ключевых транспортных и логистических центров Евразии, играющий важную роль в развитии международных транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Об этом, кстати, говорил на Каспийском форуме Владимир Путин.
Он не случайно сделал акцент на приоритетности коридора Север-Юг, назвав его «поистине масштабным проектом транспортной артерии» протяженностью более 7 тысяч километров. Реализация соглашения в области транспорта, вступившего в силу в прошлом году, позволит превратить регион Каспийского моря в крупный международный логистический узел.
В общем, встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева в Ашхабаде показала: и в новой суровой международной реальности, когда многие не выдерживают обрушившихся на них политических штормов и потрясений, Баку остается с Москвой так же, как Москва всегда была и останется с Баку.