Россия решила наказать Казахстан?

Россия нашла еще один смешной повод, чтобы заблокировать  транспортировку казахстанской нефти.

Как передает AZE.az со ссылкой на haqqin.az, Россия приостановила транзит нефти из Казахстана в Европу через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Такое решение сроком действия на 30 суток принял районного суд Новороссийска, сообщает пресс-служба консорциума.

Отмечается, что причиной решения суда являются нарушения, якобы выявленные Ространснадзором во время оценки технического состояния и соблюдения экологических требований при эксплуатации терминалу.

В консорциуме сообщили, что они намерены обжаловать решение суда, но пока вынуждены его исполнять.

КТК – основной экспортный маршрут для транспортировки нефти на мировые рынки из Казахстана через Черное море. На него приходится более 80 процентов от прокачиваемых объемов. Мощность трубопровода – 67 миллионов тонн нефти в год.

Это уже третий случай с начала войны на Украине, когда Россия блокирует транспортировку казахстанской нефти из порта Новороссийск.

Впервые, в марте этого года, Каспийский трубопроводный консорциум заявил, что подводные рукава высокого давления, перекачивающие нефть в танкеры на Новороссийском терминале, вышли из строя «из-за шторма», вследствие чего транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки была остановлена до конца апреля. При том, что штормов в Черном море в эти дни не было, а погодные условия соответствовали сезонным нормам.

Западные источники не сочли тогда достоверной «штормовую» версию и предположили, что Россия остановила работу терминала, чтобы наказать Казахстан за поддержку Украины, а заодно, чтобы создать на европейском рынке дефицит «черного золота».

Затем, в прошлом месяце, КТК объявил, что обнаружил в акватории Новороссийского порта мины и торпеды времен Второй мировой войны. После чего работа терминала была вновь приостановлена «до завершения работ по обезвреживанию взрывчатых веществ».

И вот теперь, когда транспортировка казахстанской нефти останавливается в третий раз, теперь уже, «по экологическим причинам», никто не сомневаться, что речь идет об очередной отговорке Консорциума. По мнению экспертов, этот «дисциплинарный» шаг напрямую связан с отказом Касым-Жомарата Токаева признать «ДНР» и «ЛНР», которые президента Казахстана назвал в ходе Петербургского международного экономического форума «квази-образованиями».

Ответ последовал незамедлительно, и 5 июля Токаев в телефонном разговоре с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем выразил готовность «использовать углеводородный потенциал своей страны, стабилизировать ситуацию на мировых и европейских рынках».

Казахстанский лидер не только предложил ЕС свою нефть в качестве альтернативы российской, но и при этом подчеркнул, что Казахстан мог бы стать «буферным рынком» между Востоком и Западом, Югом и Севером.

Тот факт, что Казахстан, добывающий 1,7 миллиона тонн нефти в год и экспортирующий большую ее часть, не поддерживает войну России против Украины и готов заменить российскую нефть, не мог, естественно, не вызвать раздражения у Москвы. Тем более, когда в её руках такой мощный рычаг давления на Нурсултан, как нефтепровод Тенгиз-Новороссийск.

В связи с приостановкой транзита нефти, премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов собрал кабинет министров на экстренное совещание, где обсуждались меры по минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета.

Проблема казахов заключается в том, что без КТК вывезти и продать большую часть своей нефти ни не могут. За вычетом незначительных маршрутов, у Казахстана есть три основных направления транспортировки нефти на внешние рынки. Первый — это КТК, второй — из порта Актау в Баку и далее по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (напомним, что казахстанская квота в нем составляет около 4 миллионов тонн нефти в год), и третий нефтепровод – это Атасу- Алашанькоу, а сейчас он уже продолжен от Атырау до Душаньцзы, где расположен крупный НПЗ, мощность 14 миллионов тонн в год.

Суммарно по этим маршрутам отправляется 71 миллион тонн, что составляет 82 процента всей казахстанской нефтедобычи. Остальное – внутреннее потребление и мелкий экспорт.

Таким образом, если остановится КТК, Казахстан не сможет вывезти и продать 61 процент добычи нефти или 74,6 процента её экспорта.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского маршрута, сообщает пресс-служба Акорды.

Согласно сообщению, под председательством Токаева состоялось совещание с участием членов правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.

Открывая совещание, Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике.

По его словам, эта сфера имеет важное значение для активизации взаимодействия регионов. Тем не менее, геополитическая ситуация и санкционное противостояние привело к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек.

В ходе совещания подчеркнута необходимость проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок.

Среди важных задач Глава государства назвал диверсификацию поставок нефти. «Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь», – сказал Токаев.