Турция связывает Европу с такими богатыми газом странами, как Азербайджан, Туркменистан, Иран и Ирак. Турция находится в центре трубопроводной системы «Южного газового коридора», целью которого является увеличение и диверсификация энергоснабжения Европы за счет доставки газовых ресурсов из Каспийского моря на европейские рынки без участия России, передает AZE.az.
Это может произойти благодаря выгодному географическому расположению страны, считает эксперт из Анкаринского университета им. Хаджи Байрам Вели доктор Исмаил Сары
Война, начавшаяся с вторжения России в Украину 24 февраля, легла огромным бременем на мировую экономику, которая столкнулась с энергетическим шоком и очень высокими ценами на энергоносители. Глядя на текущую ситуацию с европейской перспективы, очевидно, что внимание вновь направлено на диверсификацию источников энергоресурсов, в частности рассматриваются ресурсы Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.
Об этом говорится в аналитической статье доцента Анкаринского университета им. Хаджи Байрам Вели, доктора Исмаила Сары, посвященной роли Турции в реализации проектов новых газовых коридоров, появившихся на Ближнем Востоке на фоне энергетического кризиса, вызванного войной между Россией и Украиной.
С первых дней войны роль, которую мог бы сыграть газ из Восточного Средиземноморья в обеспечении безопасности газоснабжения Европы, начала обсуждаться более серьезно, рассматривались различные альтернативы. По мнению экспертов, хотя в плане ЕС о полном прекращении зависимости от поставок российского газа в течение пяти лет нет прямого упоминания об энергоресурсах Восточного Средиземноморья, эти ресурсы могут стать альтернативой для замещения трети импортируемого из РФ газа.
Например, примечательно, что весь экспортируемый из Египта сжиженный природный газ (СПГ) в первые месяцы текущего года был поставлен на европейские рынки. Если предприятия СПГ в Египте смогут работать на полную мощность, объем производства составит 19 млрд кубометров в год. Для достижения этого уровня также необходим израильский газ, и это одна из причин, которая приковывает внимание к проекту газопровода Турция-Израиль. Потому что действующее газовое соглашение между Израилем, Египтом и ЕС не обеспечивает долгосрочного решения для поставок, которые могут быть осуществлены посредством трубопровода Турция-Израиль.
В марте 2022 года Израиль начал экспорт газа в Египет по новому маршруту через Иорданию. Израильская компания Ratio Energy сообщила, что маршрут через Иорданию помог продать дополнительно 1,8 млрд кубометров газа с месторождения Левиафан. За первые три месяца года продажи природного газа выросли до рекордных 2,7 млрд кубометров. До российского вторжения в Украину Египет с двумя заводами по производству СПГ продолжал реализацию своего плана по превращению в региональный газовый хаб.
Помимо этого, итальянская Eni-SpA намерена усилить свое присутствие в Египте для увеличения экспорта газа в Европу. Греция же в свою очередь начала проект строительства плавучего терминала СПГ в городе Александруполис в мае 2022 года, который планируется завершить через 20 месяцев.
Международное энергетическое агентство (МЭА) объявило, что в первые четыре месяца 2022 года увеличился экспорт СПГ из США в Европу. По данным МЭА, в первые четыре месяца этого года США отправили в Европу 74 процента своего СПГ.
ЕС сильно зависит от российского газа. Евросоюз импортирует из РФ около 155 млрд кубометров газа в год, что составляет 45 процентов всех закупок газа и 40 процентов потребления. Евросоюз осуществляет 80 процентов импорта через трубопроводы, которые практически не связаны друг с другом. Основным потенциалом обладают трубопроводы в Алжире, Норвегии и Азербайджане. Поток из Алжира по трубопроводу Transmed планируется увеличить до 32 млрд кубометров в год через Италию, а по трубопроводу Medgaz до 10 млрд кубометров в год (через Испанию).
Роль Турции
Европе нужно как можно больше альтернативных для российского газа источников в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Хотя можно найти некоторые альтернативы в Северном море, Норвегии, Северной Африке, на Ближнем Востоке, на Кавказе и в США, существуют технические, инфраструктурные и временные барьеры, которые усложняют поставки. Именно способность обеспечить безопасность новых источников поставок и делает Турцию, с учетом ее географического положения, ценной и важной страной. В прошлом были разработаны планы по поставкам газа в Европу через Турцию, но очень немногие из них удалось воплотить в жизнь.
Турция связывает Европу с такими богатыми газом странами, как Азербайджан, Туркменистан, Иран и Ирак. Турция находится в центре трубопроводной системы «Южного газового коридора», целью которого является увеличение и диверсификация энергоснабжения Европы за счет доставки газовых ресурсов из Каспийского моря на европейские рынки без участия России. В этом контексте строительство Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического газопроводов (TAP) очень важно для Турции. Однако это сотрудничество еще не достигло желаемого уровня.
После открытия важных месторождений газа в Восточном Средиземноморье этот регион также рассматривается в качестве альтернативы российскому газу. Турция благодаря своему выгодному географическому расположению, также может сыграть роль в транспортировке газа на европейские рынки. Конечно, есть ряд важных политических, финансовых и инфраструктурных барьеров, которые необходимо преодолеть. Однако Турция, скорее всего, станет ключевой транзитной страной для Европы в поиске альтернатив российскому газу.