По мнению европейского эксперта, пока что вывод российских миротворцев по истечении 5-летнего срока пребывания в Азербайджане представляется маловероятным.
Как передает AZE.az, глава исследовательского отдела Европейского геополитического форума (Брюссель) Джордж Влад Никулеску, специально для Vzglyad.az прокомментировал вопрос присутствия на азербайджанских территориях российских войск.
“Как правило, российские миротворцы должны покинуть Карабах по истечении своего первого пятилетнего срока, предусмотренного в трехстороннем заявлении, подписанном лидерами Армении, Азербайджана и России 10 ноября 2020 года.
В принципе, завершение их миссии предполагало бы, что мирное решение армяно-азербайджанского конфликта было найдено и гарантировано юридически обязывающим договором, в котором уже не упоминалось бы о присутствии российских миротворческих сил в Карабахе.
Кроме того, геополитические условия на Южном Кавказе в то время должны были быть достаточно благоприятны для интересов и безопасности России, чтобы российские стратеги могли чувствовать уверенность в том, что они полностью контролируют регион и военное присутствие на территории Азербайджана больше не является необходимым.
К сожалению, на данный момент не похоже, чтобы какое-либо из этих условий могло быть выполнено к крайнему сроку — ноябрю 2025 года, так что вывод российских миротворцев к этому времени представляется маловероятным. Очевидно, Азербайджан может официально потребовать прекращения российского миротворческого присутствия на своей территории на своих условиях.
Однако такая односторонняя просьба может быть сопряжена с огромными рисками для региональной стабильности, включая возможное начало новой войны с Арменией. На самом деле, более чем через полтора года после окончания 44-дневной войны кажется, что Армения и Азербайджан все еще далеки от мирного решения. Хотя при посредничестве как России, так и ЕС было проведено значительное количество встреч на различных уровнях, реального прогресса в согласовании принципов, не говоря уже о практических деталях, будущего мирного договора достигнуто не было.
В то время как официальные лица Азербайджана настаивали на том, что нет необходимости обсуждать статус Нагорного Карабаха, поскольку в Азербайджане нет такого политико-административного образования, правительство Армении утверждало, что права и безопасность армян, проживающих в Карабахе, не могут быть предоставлены за пределами в рамках населенного армянами образования, имеющего особый статус.
Более того, многие армянские аналитики считают жизненно важным, чтобы мирный процесс продолжался столько, сколько необходимо, и что в обозримом будущем российские миротворческие силы будут незаменимы для обеспечения безопасности армян из Карабаха. И есть множество других менее заметных, но потенциально важных спорных вопросов между сторонами, которые делают маловероятным подписание юридически обязывающего договора между Арменией и Азербайджаном до ноября 2025 года.
Очевидно, что прекращение огня в ноябре 2020 года стало возможным благодаря российско-турецкой договоренности, предусматривающей присутствие российских миротворцев в Карабахе. В условиях нынешнего геополитического противостояния и гибридной войны между Россией и НАТО, где Турция является ключевым членом, маловероятно, что Москва будет чувствовать уверенность в том, что сможет сохранить стратегический контроль над регионом Южного Кавказа в контексте отсутствия своего военного присутствия на территории Азербайджана.
На самом деле, многие российские стратеги опасаются, что после вывода российского контингента из Карабаха, Азербайджан может встать на сторону Запада против России, что, с их точки зрения, неприемлемо.
В заключение, я боюсь, что мир в Карабахе скорее зависит от более широкого баланса сил между Россией и Турцией и все больше увязывается с продолжающимся геополитическим противостоянием России и Запада. С этой точки зрения, если (когда) Турция, перестанет играть «среднюю силу» между Россией и Западом, риск возобновления военных действий в Карабахе может возрасти в геометрической прогрессии.
Логическим следствием такого положения дел является то, что российским миротворцам, возможно, придется остаться в Карабахе после ноября 2025 года в качестве ключевого элемента поддержания местного баланса сил и, косвенно, сохранения региональной стабильности и мира на Южном Кавказе. Это означает, что со стороны Баку было бы благоразумно продолжать практиковать стратегическое терпение в Карабахе, пока окно возможностей для решения конфликта с Арменией остается закрытым”.