Москва, по мнению российского политолога, “подчеркивает необходимость аккуратного балансирования между двумя кавказскими государствами”.
В течение нескольких дней сообщения, поступающие из столицы Армении, создавали впечатление лихо закрученного политического триллера. Ереван превратился в неофициальную «столицу разведчиков». Сначала 15 июля туда прибыл с кратким визитом шеф ЦРУ США Уильям Бернс, а через три дня состоялся визит руководителя российской СВР Сергея Нарышкина. Судить о целях и задачах разведки по скупым строчкам пресс-релизов- занятие неблагодарное. Вряд ли имеет смысл и спекулировать о том, какие цели и задачи преследовали руководители двух мощных разведслужб, велик риск скатиться к конспирологическим упражнениям. В то же самое время крайне важно оценить значимость Армении для российско-американских отношений в нынешних условиях. Тогда станет понятен и интерес Вашингтона и Москвы к этой стране, включая и представителей разведсообщества двух стран.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co, передает AZE.az.
“Закавказье воспринимается в США и в России по-разному. Если для Москвы – это ближайшее соседство, то для Вашингтона – важная часть Евразии, регион, примыкающий к трем ключевым (и в то же самое проблемным для Штатов) евразийским игрокам – Ирану, России и Турции. И вряд ли можно считать случайным визит Бернса в Ереван через 8 дней после того, как в нем побывал секретарь Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани (в прошлом министр обороны Исламской республики) и за 4 дня до встречи в Тегеране российских, турецких и иранских руководителей, первых за 3 года очных переговоров глав государств-гарантов Астанинского процесса по сирийскому урегулированию. Впрочем, не только Сирия входит в число приоритетов Анкары, Москвы и Тегерана. Армяно-азербайджанский мирный процесс, перспективы нормализации между Турцией и Арменией также в главном меню трех евразийских гигантов. Добавим к этому тот факт, что ранее работавший уникальный формат взаимодействия между Россией и США по Нагорному Карабаху ныне «заморожен». Таким образом визит Бернса (имеющего за плечами опыт работы послом в Москве и репутацию знатока России и Ирана) – это не только «погружение» в евразийские контексты, но и сигнал во внешний мир: США никуда из Закавказья не уходят.
Аналогичные по смыслу месседжи отправил из Еревана и Сергей Нарышкин, особо подчеркнувший, что «Россия обладает достаточными силами и ресурсами для того, чтобы защитить союзников и друзей в трудную минуту», а интеграционные процессы на пространстве СНГ гарантируют стабильность и безопасность. Впрочем, наряду с геополитической компонентой в визите главы СВР можно увидеть и более «приземленные» цели. В Армении анонсирована реформа силового блока, который касается и национальной разведслужбы. Учитывая высокую степень координации профильных структур стран-союзниц, Москве крайне важно держать руку на пульсе.
И последнее. После Еревана Сергей Нарышкин побывал в Баку, где подчеркнул взаимовыгодный характер сотрудничества разведслужб РФ и Азербайджана. Таким образом, и на этом особом дипломатическом треке Москва подчеркивает необходимость аккуратного балансирования между двумя кавказскими государствами”, – Сергей Маркедонов.