По мнению азербайджанского аналитика, за более чем полтора года в отношении Армении Азербайджаном реализуется политика чередования силовых механизмов с дипломатической работой.
Как передает AZE.az, политолог, Директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов отвечает армянам, которые пытаются вбросить в информационное пространство тезис, что Азербайджан повторяет ошибки Армении.
“После 44-дневной войны прошло уже более полутора года. За этот период в армянском дискурсе озвучивается такая мысль: Азербайджан ведет себя также как Армения после победы в первой карабахской войны, и Баку повторяет ошибки Иревана, что должно, по их логике, привести к новой войне и поражению уже Азербайджана.
Наряду с этим, в одном из своих выступлений Президент Азербайджана как-то отметил, что «мы не должны быть как армяне…». Думаю, это касается всего комплекса процессов, событий, действий и заявлений поствоенного периода.
Так, можем ли мы говорить, что Азербайджан после второй карабахской войны (ВКВ) не повторяет ошибок Армении после первой (ПКВ)?
– Первое отличие от ситуации заключается в том, что как после ПКВ, так и после ВКВ международное право на стороне Азербайджана. Азербайджан не скрывает своих действий, делает это открыто, в отличие от Армении, которая после победы в ПКВ должна была делать все завуалировано…
– В отличие от Армении после ПКВ, Азербайджан после ВКВ не создает возможности институализировать статус-кво… Отсутствует какой-либо институт с международным мандатом на урегулирование отношений… Все происходит ситуативно, не линейно и, как следствие, есть пространство для маневра. При институализации процесса, стороны уравниваются в подходах, инициатива переходит к посредникам…
– После ВКВ победивший Азербайджан предложил мирный договор проигравшей Армении. После ПКВ Армения не сделала данного шага, так как задачи были иными – Иреван стремился легитимировать итоги войны. Азербайджан же в этом не нуждается, так как война проходила на международно признанной территории Азербайджана и предложение мирного договора не встречает препятствий, а наоборот, получает поддержку основных внешних акторов.
– Если после ПКВ армяне в своей идеологической работе с обществом успокоились, а Азербайджан формировал общественное мнение с целью восстановления справедливости, то после ВКВ Азербайджан не расслабляется… создаются новые нарративы и сохраняется высокий уровень общественной консолидации.
– После ПКВ победившая Армения была вынуждена заключить военный союз в Россией, ограничив себя во внешней политике. После ВКВ победивший Азербайджан расширил свои внешнеполитические контакты, не ограничивая себя во внешней политике.
– После ПКВ Армения очень медленно создавала инфраструктуру на оккупированных территориях, так как всегда маячила перспектива сдачи территорий, тогда как Азербайджан после ВКВ на освобожденных территориях усиленно создает инфраструктуру и новые ресурсы влияния.
Поверхностный анализ демонстрирует, что утверждения армянской стороны о повторении ошибок являются примером из серии «желаемое за действительное». За четверть века переговоров Азербайджан изучил все, что касается армянского поведения и реакции иностранных посредников, и не случайно, что за более чем полтора года в отношении Армении реализуется политика чередования силовых механизмов с дипломатической работой”.