По мнению российского эксперта, сегодня мы видим новые геополитические шахматы, в которые играют без правил.
Как передает AZE.az, попытки Запада оттеснить Россию в армяно-азербайджанском урегулировании, сделав стратегическую ставку на Ереван, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
Прошедшая неделя снова заставила говорить об армяно-азербайджанском урегулировании и вовлеченности в него мировых держав, продолжающих делать свои ходы в кавказской партии на знаменитой шахматной доске Збигнева Бжезинского.
Сразу после распада СССР всемирно известный советолог представлял постсоветское пространство как арену будущей борьбы за сферы влияния между Россией и США, которая напомнила ему поединок двух гроссмейстеров.
Сравнение это стало одним из самых громким пророчеств Бжезинского. Однако спустя три десятилетия, когда отношения России и США достигли нижней точки после Второй мировой войны, «шахматы Бжезинского» уже не похожи на ту прежнюю игру, которая при всем остром соперничестве все же имела свои правила и законы, которые стороны старались не нарушать.
Сегодня все по другому. Мы видим новые геополитические шахматы, в которые играют без правил. Подтверждением этого служат невообразимые зигзаги, повороты и кульбиты, которые мы наблюдаем на пути к многострадальному миру на Южном Кавказе.
На этой неделе о судьбах мира в регионе говорили на форуме в Астане, где в конференции по безопасности в Азии также принимали участие лидеры России, Азербайджана и Армении и представители высшего руководства трех стран.
Для Ильхама Алиева (он выступал на конференции первым) и Владимира Путина это была еще одна возможность лично пообщаться и сверить часы после их общения в рамках саммита СНГ. Впрочем, необычайно бурную активность в эти дни развили и те силы, которые в Астане не присутствовали. И в этом и состояла главная интрига этих дней.
В то время как коллективный Восток искал в Астане развязки кризисов безопасности, коллективный Запад пытался вести свою игру. На Южном Кавказе это проявилось в полной мере. Итак, что же мы получили, когда не доигранная партия находится в середине?
Складывается интересная картина: в тот самый момент, когда работа над мирным договором между Баку и Ереваном, казалось бы, должна выйти на финишную прямую, в игру вступили какие-то внешние силы. После этого вроде бы достигнутые договоренности как-то разом стали обнуляться.
В этих новых шахматах для победы в ход пошли все правила – от стремления оказать психологическое воздействие и грубое давление на оппонента, пытаясь вывести его из равновесия, до попыток украсть с доски фигуры – вплоть до ферзя, или «сделать ход конем по голове».
События этой недели обозначили эту тревожную тенденцию предельно четко. Через два года после подписания трехстороннего заявления России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года Запад отчаянно пытается убрать с шахматной доски российского ферзя, лишив Москву ее лидирующей роли в урегулировании на Южном Кавказе. Вместо российского ферзя Запад пытается поставить туда свою некоронованную королеву, которой, как мы с вами помним, там изначально не было, и быть не должно.
Для того, чтобы понять, как такое стало возможно, надо проанализировать действия всех заинтересованных сторон, у которых, как выясняется, разные приоритеты.
Для начала возмутителем спокойствия стало предложение направить на армяно-азербайджанскую границу мониторинговую миссию Евросоюза. О том, что команда ЕС едет в Армению и будет работать на границе с Азербайджаном, заявил на этой неделе замминистра иностранных дел Армении Паруйр Ованнисян.
До этого на прошлой неделе об этом как бы невзначай обмолвился на переговорах с главой МИД России Сергеем Лавровым глава МИД Армении Арарат Мирзоян.
Вот что он сказал: «Меня только что информировали, что кажется, у Евросоюза есть уже решение отправить такую fact-finding mission», – заявил Арарат Мирзоян, по словам которого, это решение было принято по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона и председателя Евросовета Шарля Мишеля.
Спрашивается: для чего туда едут представители Евросоюза, который находится в состоянии острого конфликта с Россией? Это в самом деле будет поиск фактов и шаг на пути к миру? И что – этой поездки, которая имеет явно провокационный подтекст, нельзя было избежать? Добавим, что Баку открывать свою территорию для подобной миссии отказался.
Примерно такую же миссию в лице ОДКБ или СНГ предлагала отправить в Армению и Москва. Но вот с этой миссией, в отличие о миссии ЕС, что-то не заладилось. Подтверждением этого стал разговор Сергея Лаврова и Арарата Мирзояна, состоявшийся на этой неделе в Астане.
Как подтвердил Сергей Лавров, Организация Договора о коллективной безопасности готова отправить своих наблюдателей в Армению. Для этого требуется решение Совета коллективной безопасности (СКБ), который должен быть созван действующим председателем ОДКБ – Арменией. Однако здесь возникла загвоздка. Вот что говорит об этом сам Сергей Лавров: «Сразу же после того как Армения попросила созвать внеочередной саммит ОДКБ, он состоялся, были приняты решения отправить в Армению генерального секретаря ОДКБ. Они туда съездили, привезли рекомендации, эти рекомендации у нас на руках уже больше месяца.
Они заключаются в том, чтобы отправить на территорию Армении, на границу с Азербайджаном, мониторинговую миссию наблюдателей ОДКБ. Единственное, что сейчас требуется – это решение Совета коллективной безопасности, который должен быть созван председателем ОДКБ».
То есть, получается, что Армения должна дать добро на миссию ОБКБ, но она пока этого не сделала.
«Как только время у вас появится, мы будем готовы такую миссию формально одобрить, она сможет приступить к работе», – дипломатично заметил российский министр.
Рекомендации на руках больше месяца, однако одобрения Ереваном миссии ОДКБ все нет и нет. Зато миссия ЕС получила зеленую улицу. Как это понимать? Как говорится, делайте выводы.
Впрочем, официальный представитель МИД России Мария Захарова свои выводы уже сделала и их озвучила. По ее словам, Москва видит в миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе попытки Евросоюза потеснить посреднические усилия Москвы и вклиниться в урегулирование на Южном Кавказе.
О попытках Запада вклиниться в урегулирование между Азербайджаном и Арменией говорил на этой неделе и помощник Владимира Путина Юрий Ушаков. Однако Москва не намерена никому уступать свое лидерство и делает свой ход – предлагает провести очередной трехсторонний саммит лидеров Азербайджана, Армении и России. По словам Юрия Ушакова, сроки будут согласовываться в ближайшее время.
Возникает вопрос: откуда эти попытки размыть чернила, которыми без малого два года назад было подписано заявление, указавшее путь к миру на Южном Кавказе?
На этой неделе президент Франции Эммануэль Макрон дал интервью каналу France 2, которое все объясняет.
Как говорили в добрые советские времена: «маски сброшены». Когда распался Союз и на доске Бжезинского только расставлялись фигуры, мы иронизировали над этой фразой, которая казалась старым советским пропагандистским клише. Но сегодня она неожиданно приобрела новую актуальность!
Вот несколько цитат из интервью президента Макрона: «Мы не бросим Армению, наши ценности и наши принципы нельзя купить ни за газ, ни за нефть».
По словам Макрона, «Армения была в Карабахе, потому что Карабах находится в сердце этой страны».
А вот еще одно: «Азербайджан начал ужасную войну с многочисленными жертвами и жестокими сценами и оккупировал эту территорию». И наконец, о роли России: «Россия воспользовалась этим конфликтом, вмешалась в конфликт и явно сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции и вернулась туда, чтобы ослабить Армению. И то, что происходит здесь, — это дестабилизирующий маневр России, которая пытается создать беспорядки на Кавказе, чтобы ослабить и разделить нас всех».
После всех этих слов кто-то может считать Францию беспристрастным, равноудаленным посредником? Но по крайней мере, хорошо уже то, что Макрон не стал ходить вокруг да около и прямо сказал то, что он думает – и об Армении, и об Азербайджане, и о России.
Да, маски сброшены, тайное стало явным.
В общем, Запад сделал свой ход Арменией. Но нужно ли это ей самой? Демонстрируя обиду на ОДКБ, не станет ли она пешкой в чужой игре? Кавказская партия на доске Бжезинского ещё не окончена.