Европейцы сами того не ожидая, столкнулись с принципиальной позицией президента Азербайджана, который был готов подписать мирный договор только на своих условиях как победитель. И здесь Франция ожидаемо заняла сторону Армении.
На неделе в центре внимания скандальное интервью президента Франции Эммануэля Макрона французскому телевидению, которое может изменить баланс сил на Южном Кавказе. Макрон обрушился с обвинениями в адрес Азербайджана и России, но главное, что поставил под сомнение само международное право и территориальную целостность Азербайджана.
Как передает AZE.az со ссылкой на портал “Москва-Баку”, французский лидер назвал Карабах «спорным» и «непризнанным на международном уровне» регионом, а также обвинил Азербайджан в том, что он «развязал страшную войну, которая привела к множеству смертей». Президент Азербайджана Ильхам Алиев был возмущен такой риторикой и со своей стороны исключил какую-либо возможность взаимодействия с пятой республикой по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
Ильхам Алиев: «Мы же со своей стороны такого рода заявления категорически осуждаем, отвергаем и не видим дальше никакой возможности при таком отношении французского правительства для Франции играть какую-либо роль в деле нормализации азербайджано-армянских отношений».
Еще одна из причин таких резких заявлений Макрона – нестабильная внутриполитическая ситуация в самой Франции. Массовые протесты угрожают Макрону потерей власти, поэтому французский президент играет в том числе и на электорат многочисленной армянской диаспоры.
Андрей Быстрицкий: «Для Макрона внутриполитическая ситуация важнее всего. Он играет на определенную часть электората, которая его поддерживает или может поддержать. Он думает не о восприятии где-то в районе Каспийского моря, а о восприятии в районе реки Сена».
Открыто наехал Макрон и на Россию, обвинив в намеренной дестабилизации ситуации на Южном Кавказе.
Макрон: «Россия воспользовалась этим конфликтом, вмешалась и явно сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции. Она вернулась туда, чтобы ослабить Армению. И то, что происходит здесь, – это дестабилизирующий маневр России, которая пытается создать беспорядки на Кавказе, чтобы ослабить и разделить нас всех».
Более того, Макрон заявил о пяти тысячах русских солдат на границе. Хотя в Карабахе находятся не более двух тысяч российских миротворцев. Как Азербайджан, так и Армения дали согласие на их присутствие в рамках мирных договоренностей. Некомпетентность Макрона удивила Владимира Путина, который прокомментировал выступление президента Франции во время саммита СНГ в Астане
Владимир Путин: «Я с удивлением прочитал вчера некоторые комментарии президента Франции по поводу результатов встречи <…> 6 октября. Считаю, что эти заявления, в них отсутствует понимание самого хода конфликта <…> Они прозвучали некорректно, я бы сказал даже – извращенно, поэтому (они) неприемлемы».
Возмущение Путина понятно. При посредничестве России были подписаны трехсторонние мирные договоренности. Азербайджан и Армения согласились на присутствие российский миротворцев в Карабахе. Россия сейчас как никто другой заинтересована в мирном Южном Кавказе, а Макрон наоборот обвиняет Россию в раскачивании лодки на Кавказе. И здесь как не вспомнить фразу российского президента, которую он адресовал американскому президенту Джо Байдену: «Кто так обзывается, сам так и называется».
Запад не скрывал своего раздражения, что именно Путину удалось усадить за стол Алиева и Пашиняна. Поэтому Франция совместно с США прорабатывали возможность перехватить инициативу. Воспользовавшись началом специальной военной операции на Украине, Запад пошел в политическое наступление на Южном Кавказе. Визит Нэнси Пелоси в Ереван, переговоры с участием Ильхама Алиева и Никола Пашиняна и Шарля Мишеля в Брюсселе, четырехсторонние переговоры в Праге давали сигналы, что Европа перехватила инициативу.
Однако европейцы сами того не ожидая, столкнулись с принципиальной позицией президента Азербайджана, который был готов подписать мирный договор только на своих условиях как победитель. И здесь Франция ожидаемо заняла сторону Армении, а публичные обвинения Макрона в сторону Азербайджана только подтвердили, что сейчас Запад не так уж и заинтересован в мирном договоре. А все переговоры на территории Европы – это только отвлекающий маневр.
Ильхам Алиев: «Мы всегда воспринимали деятельность предыдущих французских президентов, несмотря, конечно, на определенный фактор армянской диаспоры во Франции, как сбалансированную, но нынешнее французское руководство, по существу, перечеркнуло все это»
Александр Разуваев: «Мне кажется, что Запад не заинтересован в том, чтобы конфликт закончился и в случае негативного сценария они могут постараться как-то его раздуть, потому что очередная горячая точка, тем более на Кавказа, регион взрывоопасный, в интересах Запада. Чем быстрее будет вопрос решен, тем лучше, но здесь все упирается в позицию армянской стороны».
С этим мнением не поспоришь. Россия, Азербайджан и Армения в состоянии решить этот вопрос без чужой помощи, но армянское руководство, поддавшись соблазнам и обещаниям западных стран, пытается развернуть ситуацию на 180 градусов от России и с этой целью принялась за старое в Карабахском вопросе. Об этом в третьей части нашей программы.