По мнению российского дипломата, на Южном Кавказе сейчас разворачивается очень серьезная глобальная игра.
Как передает AZE.az, бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров в интервью «Москва-Баку» прокомментировал причины, почему за два года не удалось выполнить большинство пунктов трехстороннего заявления.
– Причина в том, что процесс урегулирования на сегодняшний день оброс большим количеством игроков. Если бы это были только два игрока – Баку и Ереван, возможно, ситуация решалась бы быстрее. Но по факту сегодня можно насчитать в процесс 5-7 игроков. И эти игроки очень сильно расшатывают ситуацию и не дают сторонам принять решения.
По его словам, существуют силы, которые хотят перевести эти договоренности в максимально замороженное состояние. Пересмотреть их очень трудно, это правовая процедура и пересмотр невозможен. А вот не выполнять – совершенно другое дело, это гораздо легче.
– Цель – свести реализацию к минимуму или вообще не выполнять договоренности – это та тактика, которая применяется сейчас. Этого заинтересованные силы добиваются разными способами – и дипломатическими, и недипломатическими методами. В США есть силы, которые считают, что сейчас настал момент, когда Армению можно забрать себе и вывести из ОДКБ. В этой связи стал показательным сентябрьский визит в Ереван спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси. После этого визита она написала Байдену записку, в которой четко сказала, что сейчас как раз тот самый момент, когда, затратив сравнительно небольшие политические и финансовые усилия – примерно миллиард долларов, мы можем полностью выключить Армению из ОДКБ и т.д. То есть игра для США, Армении стоит свеч. И договоренности, соглашения уже уходят на второй план, потому что началась большая игра, которая была невозможна до того. Сейчас разворачивается очень серьезная глобальная игра. Когда трехстороннее заявление подписывалось для прекращения войны, на тот момент была совершенно другая международная ситуация. С тех пор она очень сильно изменилась. Не в лучшую сторону для нас.
На регулярной основе проходят встречи между Азербайджаном и Арменией при посредничестве США.
По своим каналам я вижу, что давление на Армению со стороны Запада очень сильно возросло, очень сильно. Давление по отказу от достигнутых при посредничестве России договоренностей. Пусть армяне не обижаются, но в этой ситуации они становятся слабым звеном. И в урегулировании, и в ОДКБ, и т.д. Их расшатывают. И расшатывают не для того, естественно, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, добиться мира, а для того, чтобы оттеснить Россию из процесса.
Надеюсь, что Армения не выйдет из ОДКБ, но движение в эту сторону и попытки добиться этого, абсолютно налицо. Больше чем попытки: Армении совершенно четко говорится: «Ребята, выходите, мы вам все компенсируем». И ведь действительно компенсируют. Это реальность – за выход Армении из ОДКБ они готовы заплатить ей огромнейшие деньги.
Евросоюз тоже пытается играть здесь определенную роль. Макрон сейчас в преддверии брюссельских переговоров лидеров Азербайджана и Армении вновь активизировался. Это еще раз показывает – за посредничеством ЕС, за главой Евросовета и активизацией в урегулировании стоит Франция. Исторически Франция глубоко затянута в этот котел.
ЕС хочет играть на двух сторонах, но все же в большей степени на стороне Армении. Западные силы конкретно занялись Арменией.
Отсюда и критика со стороны западных стран Азербайджана. Они действуют по принципу: если стоит задача вывести Армению из-под влияния России, сделать ее частью своей команды, нужно в том числе для достижения цели критиковать Азербайджан.
Россия создала платформу по урегулированию, а Запад по этой платформе сейчас просто продвигается вперед. Если бы у нас сейчас не была в центре внимания ситуация вокруг Украины, наши действия на Южном Кавказе были бы более активными и серьезными.
Мы несколько упустили момент в урегулировании. Сделали огромную работу в кризисный период войны. А сейчас должны переводить все в другой статус – первичные достигнутые договоренности надо переводить во вторичные. Эта задача номер один. Иначе все и останется на уровне первичных договоренностей. А первичные договоренности часто стираются из памяти. Россия должна форсировать подготовку и подписание мирного договора. Нам уже пора нажать – сказать: месяц-полтора и подписываем, подписываем и все.