Москва хочет показать и Еревану, и Баку, что не выходит из кавказской игры

Сергей Маркедонов отмечает, что  Россия в условиях непрекращающейся конфронтации с Западом пытается консолидировать союзников.

22-23 ноября в Ереване высадился мощный российский политический десант. Президент Владимир Путин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу. Высшие представители России приняли участие в работе форумов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (саммит и профильные министериалы).

Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co, передает AZE.az.

“Данные события представляют интерес по двум основным причинам. Во-первых, Россия в условиях непрекращающейся конфронтации с Западом пытается консолидировать союзников. Сделать это непросто, так как по определенному спектру вопросов страны-члены ОДКБ и ЕАЭС не могут и не хотят разделить с Москвой все ее подходы и к США и ЕС, и к Украине. И в этих условиях для России важно определить максимально широкий круг тем, где ее интересы совпадают с подходами партнеров. Как в экономической сфере, так и в области безопасности.

Во-вторых, у ереванского «политического десанта» есть и более узкие задачи. После сочинского саммита по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта Москве важно закрепить полученный результат. После того, как ЕС и США взялись за ускорение мирного процесса складывалось впечатление, что Россия оттеснена на второй план. В Кремле, ясное дело, не согласны с такими оценками. Москва хочет показать и Еревану, и Баку, и Западу, что СВО на Украине не означает ее выхода из кавказской игры.

Как оценивать итоги ереванских форумов? Наверное, однозначных выводов делать не стоит. Владимир Путин продемонстрировал заинтересованность в том, чтобы Армения и Азербайджан подписали бы мирный договор. Впрочем, такой интерес обозначают и высшие представители США и ЕС. Разница в том, что Москва хочет подойти к этой проблеме основательно и комплексно, не сводя этот сложный процесс к подписанию некоей формальной бумаги. И Ереван готов поддержать это российское видение.

При этом противоречия между Арменией и ее союзниками по ОДКБ скрыть не получилось. Премьер-министр Никол Пашинян отказался подписывать проект декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ, а также проект решения о помощи его стране в связи с армяно-азербайджанским конфликтом. По мнению главы армянского кабмина, в представленных документах четко не прописана политическая оценка действий Баку. Пашинян полагает, что отсутствие определенности “создает возможности для новых наступательных действий азербайджанской стороны”.

От внимания СМИ и блоггеров также не ушли и уличные акции протеста в Ереване против членства Армении в ОДКБ. Некоторые российские авторы преувеличивают их масштаб, пытаются вписать их в контекст «цветных революций», поддерживаемых Западом. Между тем, причины акций кроются не столько в коварных планах Вашингтона, сколько в недовольстве действиями Москвы в отношении к военным эскалациям на армяно-азербайджанской границе. И далеко не все армянское общество готово поддержать выступления с антироссийскими лозунгами. На сегодня такие настроения в Армении не являются доминирующими. Да и власти республики понимают, что какая бы критика в адрес ОДКБ ни звучала, а членство их страны в Организации – залог союзничества с Россией. В условиях, когда никакого другого «стратегического предложения» Еревану не предложено. Вряд ли таковым можно считать рекомендательные резолюции французских парламентариев или твиты в поддержку армянской позиции Эммануэля Макрона”, – резюмирует Сергей Маркедонов.