Лавров настаивает на сохранении в будущем вопроса статуса Карабаха

Министр иностранных дел России прозрачно намекает, что вина за провал «московского варианта», предусматривающего «сохранение вопроса о статусе для будущих поколений», лежит на руководстве Армении. Подписав в Праге предложенный Западом документ, премьер-министр Армении признал, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана

Накануне на пресс-конференции, посвященной европейской безопасности, министр иностранных дел России Сергей Лавров озвучил ряд важнейших заявлений по вопросу Карабаха.

И хотя выступление главы российского МИД получилось сумбурным, противоречивым, а моментами даже абсурдным, имеет смысл проанализировать все, что он сказал.

Как передает AZE.az, в первую очередь Лавров обвинил Запад в том, что он «вбивает клин» в переговоры между Азербайджаном и Арменией, а также в обсуждение мирного соглашения между этими странами. По словам главы МИД РФ, «все шло нормально», пока не вмешались «французы и американцы», пытающиеся взять под контроль как делимитацию и демаркацию границ, так и переговоры по мирному соглашению.

В вопросе Карабаха Лавров совершил экскурс в 2012 год, заявив, что еще десять лет назад Россия вносила предложения по единовременному решению карабахской проблемы. Судя по его словам, концепция российской дипломатии была чрезвычайно простой: армяне уходят из пяти оккупированных азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя за собой два района (то есть, речь идет о Кельбаджаре и Лачине – ред.), соединяющие Армению с Карабахом. При этом, не оспаривая территориальную принадлежность двух этих районов Азербайджану, их судьба будет определяться в связке с определением статуса Карабаха.

«Вот тогда-то впервые и возникла идея оставить определение статуса «на потом», – уточнил Лавров. – То есть, образно говоря, на следующие поколения».

Здесь следует уточнить, что упомянутый Лавровым план, более известный под названием «Мадридские принципы», должен был действовать до тех пор, пока не будет проведен референдум по определению окончательного правового статуса бывшей Нагорно-Карабахской области (учитывая национальный состав тогдашней НКАО, нетрудно предположить, чем мог закончиться этот «референдум»).

Упомянутый Лавровым план был сформулирован в 2004 году тогдашним заместителем главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком, а впоследствии одобрен сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Название же «Мадридские принципы» отредактированный вариант Козака получил потому, что официально он был представлен сторонам, как предложение от стран-сопредседателей во время мадридской встречи министров иностранных дел ОБСЕ.

Но, как известно, Вторая карабахская война полностью расстроила планы по созданию путем «референдума» на территориях Азербайджана второго армянского государства, которые активно продвигали сопредседатели ОБСЕ и, в частности, Россия.

После того, как Азербайджан освободил от оккупации свои территории, а затем объявил условия окончательного мира с Арменией, стало очевидным, что официальный Баку ни с одним государством и ни при каких обстоятельствах не будет вести переговоры о каком-либо правовом статусе этнического армянского населения, проживающего на территории бывшего Нагорно-Карабахского региона.

Подробнее читайте на haqqin.az