Баку уже не делает ставку на нефть, он смотрит в будущее

Новое соглашение очерчивает роль Азербайджана в строительстве новой электроэнергетической архитектуры постуглеводородной Европы. То есть к “нефтяному” статусу Баку плюсуется новое качество – “электро-водородный”.

Подписанное в Румынии соглашение между правительствами Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии “О стратегическом партнерстве в области развития и передачи зеленой энергии” фактически имеет революционное значение, сопоставимое с тем, каким обладал “Контракт века” в 1994 году.

Как передает AZE.az со ссылкой на haqqin.az для более полного понимания аналогии напомню историческую канву середины 1990-х. Если для мировых нефтегазовых концернов “Контракт века” являлся всего лишь ещё одним документом из ряда других, хотя и затрагивавшим новый для них регион постсоветского Каспия, то для Азербайджана он оказался прорывом в будущее.

Рычаг Алиевых – выгодное сочетание внешних сил

Благодаря своим способностям и известности ещё в качестве одного из советских руководителей Гейдар Алиев сумел организовать такое выгодное сочетание внешних сил, чтобы через “углеводородный рычаг” ввести Азербайджан в мировое сообщество, тем самым поставив его в круг наиболее влиятельных государств юго-восточной Европы.

Позже, благодаря этому же рычагу, Ильхам Алиев создал условия для национального подъёма и достижения победы во второй Карабахской войне.

Кроме того, он получил множество инструментов для внутреннего социально-экономического развития, получил финансы для модернизации инфраструктуры страны и аграрно-промышленного рывка. Именно “углеводородный рычаг” дал возможность осуществления реальной, проактивной и многовекторной политики, при которой страна не только реагирует на вызовы, но сама диктует повестку в тех масштабах, в каких это возможно сделать.

Нефть – это капиталы, финансы и шанс делать свободный выбор среди нескольких сценариев развития, опираться на собственные силы, а не на помощь извне.

“Контракт века” в 1990-е годы прозвучал очень громко и сразу получил высокую оценку в мировом сообществе; на этом контрасте нынешнее соглашение подписано весьма буднично. Но если убрать за скобки форму подачи и пиар-эффекты, то можно увидеть схожее значение обоих документов. В 1994 году Баку был обозначен в качестве важного будущего игрока на углеводородном рынке черноморско-средиземноморского региона; отсюда, как следствие – формирование Азербайджана в статусе нового геополитического субъекта.

В 2022 году Ильхам Алиев обретает “постуглеводородный” электроэнергетический инструмент для проведения своей политики. Дело в том, что новое соглашение очерчивает роль Азербайджана в строительстве новой электроэнергетической архитектуры постуглеводородной Европы. То есть к “нефтяному” статусу Баку плюсуется новое качество – “электро-водородный”.

Подробнее читайте на haqqin.az