Генерал Волков не смог подсунуть Баку Варданяна переговорщиком по Карабаху

По мнению азербайджанского аналитика, Варданян должен был стать главным переговорщиком от армян Карабаха – обеспечить интересы России и фактически мешать процессу реинтеграции армян. Но этот проект потерпел фиаско.

Как передает AZE.az, азербайджанский политолог, глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов прокомментировал российский проект “Варданян”.

“О проекте Варданян» – смог ли достичь целей этот проект?

Уже полгода как со стороны России был задействован «проект Варданян», в который были заложены цели. Попытаемся разобраться насколько «проект» достиг целей и какое положение сложилось в результате.

Цели «проекта Варданян»

• после «Вашингтонского документа» стало ясно, что произошло разделение переговорного трека на межгосударственный и между Баку и армянами Карабаха. Варданян должен был стать главным переговорщиком от армян Карабаха – обеспечить интересы России.

• повысить субъектность армян Карабаха – создать препятствия в процессе реинтеграции армян.

• повысить консолидацию армян Карабах и, тем самым, уровень сопротивления – навязывание непримиримости в общественное мнение, создание надежды.

• интернационализация темы армян Карабаха – взаимодействие со СМИ.

• обеспечение генерации финансовых средств «на земле» – уменьшение зависимости от бюджетных средств Армении, то есть от Пашиняна.

• создать препятствие по выводу остатков ВС Армении из Карабаха.

• Обеспечить успех «проекта» для дальнейшего его развития на Армению.

Чего достигли?

Произошла интернационализация темы армян Карабаха. Консолидация армянской диаспоры и покровителей Армении по данной теме. Однако данная интернационализация не стала основой для применения санкций в отношении Азербайджана, переговорный процесс продолжается, основные переговорщики: США, Россия, ЕС продолжают свое участие в переговорном процессе.

Как использовал Азербайджан «проект Варданян»?

Азербайджан терпеливо отнесся к реализации «проекта Варданян», параллельно реализуя шаги по нивелированию издержек, предпринимая действия «на земле» и на политико-дипломатическом уровне. «Проект Варданян» ускорил действия Баку.

• Экологическая акция на Лачынской дороге остановила провоз мин, вооружения и личного состава ВС Армении в Карабах.

• остановилась эксплуатация рудников – приостановилась любая незаконная экономическая деятельность, то есть остановилась генерация финансовых средств. Армяне Карабаха на данном этапе полностью стали зависимы от подачек Иревана, то есть Пашиняна.

• Азербайджан не пошел на переговоры с Варданяном, наоборот, выдвинул требование его ухода. Генерал Волков не смог подсунуть его в качестве переговорщика.

• Азербайджан продемонстрировал Западу, в частности США, что требование о диалоге с армянами Карабаха привёло к «проекту Варданян» и если это требование будет принципиальным, то успех «проекта Варданян» может распространится и на Армению. Приоритетом стал процесс по мирному договору.

• Экоакция актуализировала тему КПП, и это предложение уже высказано в Мюнхене, и не России, а руководству Армении. Режима работы, который был до 12 декабря не будет. Не надо было переходить «красные линии» Баку, чтобы Баку перешел бы «красные линии» Москвы.

• вместо консолидации получился внутренний разлад как в среде армян Карабаха, так и в самой Армении. Тот же Варданян в своих постах отмечает «внутреннее сопротивление».

• Варданян как «символ сопротивления» нанес самый большой удар по надеждам армян Карабаха, как минимум до его появления армяне Карабаха не пользовались талонами и свободно передвигались по дороге.

• инфраструктуры обеспечения Карабаха дали сбой и не за горами их подключение к азербайджанским инфраструктурам – от субъектности армян Карабаха останется только воспоминания. Уровень сопротивления армян Карабаха не будет иметь оснований после оформления вывода/уничтожения остатков ВС Армении и будущего ухода/ареста Варданяна.

«Проект Варданян» усилил противоречия в итак сложных взаимоотношениях Армении с Россией. Проект становится токсичным и для самой России, так как процессы выходят из под контроля даже в зоне ВРЕМЕННОГО прибывания РМК в Азербайджане, а единственная реальная эксклюзивность РМК на Лачынской дороге размыта и имеет перспективу институционального закрепления в форме КПП”.