Конец проекта Nabucco близок

Азербайджанский эксперт считает, что в июне текущего года проект будет исключен из тендера со стороны акционеров проекта «Шахдениз-2».

Июнь этого года станет официальным концом для проекта “Набукко”. Как сообщает AZE.az, об этом “Эхо” заявил председатель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. По его словам, у консорциума “Набукко”, кроме Каспийского моря, нет других источников для получения “голубого топлива”. “На Черном море газовые запасы найдены на румынском шельфе. Их разработка начнется только в конце этого десятилетия, при этом речь идет в самом лучшем случае о 2-3 млрд. кубометрах газа”.

Учитывая происходящие процессы, следует прогнозировать, что в июне этого года очередным слабом звеном для акционеров проекта “Шахдениз-2” станет проект “Набукко”, который родился в III квартале 2002 года, но, похоже, так и “не дотянет” до своего десятилетия. “Недавно вице-президент bp заявил, что мы ждем предложений до 16 мая. Дело в том, что до конца июня акционеры, посоветовавшись с правительством Азербайджаном должны принять решение и тем самым исключить из игры еще одного игрока. В феврале этого года стало известно, что выбыл из игры проект ITGI”.

“Что за минувшие два месяца предложили представители проекта “Набукко”? – задается вопросом эксперт. “В частности, за это время стало известно, что проект будет брать свое начало не на восточных, а на западных границах Турции. В этом заключаются все предложения консорциума. За этот период не было представлено каких-либо коммерческих или финансовых предложений”.

Следует учитывать, что на третий этап консорциум ТАР (Трансадриатический газопровод) проходит без конкурса, продолжил эксперт. “Именно по этой причине выбор будет осуществлен между двумя проектами: “Набукко”, и Юго-восточного европейского газопровода”. С другой стороны, по мнению эксперта, всем известно, что Юго-восточный европейский газопровод по всем параметрам превосходит проект “Набукко”. “Если от “Набукко” отказываются все: правительства, участники консорциума, то Юго-восточный европейский газопровод находит поддержку среди балканских стран”. Исходя из этого, удивляться тому, что на следующий этап конкурса попадет именно Юго-восточный газопровод, удивляться не стоит, пояснил И.Шабан.

Напомним, что венгерский концерн MOL может выйти из проекта по строительству газопровода “Набукко” из-за его высокой стоимости. Однако другие участники консорциума считают, что возможен и укороченный вариант магистрали. Тогда, в 2002 году, планы у участников консорциума были весьма амбициозные – ослабить зависимость европейских потребителей от “Газпрома” и обеспечить себе доступ к газовым месторождениям Каспия в обход России, пишет focus.ua. Для достижения этой цели они планировали построить новый трубопровод от Азербайджана до Австрии длиной в 3900 километров. Его мощность должна была составить 31 миллиард кубометров газа в год. Запустить магистраль хотели в 2015 году. Но оказалось в дальнейшем, что в рядах партнеров согласия нет. На сегодня, десять лет спустя, от былого единодушия не осталось и следа. Немецкий энергетический гигант RWE, который присоединился к консорциуму позднее в качестве шестого участника, относится к идее нового газопровода весьма прохладно и даже подумывает о выходе из проекта. В RWE опасаются, что партнерам так и не удастся договориться с потенциальными поставщиками газа. В конце апреля к радикальному решению стал склоняться и другой участник консорциума – венгерский концерн MOL. Он объявил, что не намерен больше финансировать проектирование газопровода. Причина – в значительном увеличении его предполагаемой стоимости. Вместо восьми миллиардов евро, как следует из информированных кругов, строительство магистрали может обойтись в 15 миллиардов. Главная причина подорожания – возросшие цены на сталь. MOL действительно вынужден сегодня сокращать расходы, но свою позицию венгерский участник консорциума изменил не только поэтому, считает Йонас Грец из Центра исследований проблем безопасности при Высшей технической школе Цюриха. Он обращает внимание на то, что через территорию Венгрии планируется проложить одно из ответвлений газопровода “Южный поток”, который напрямую – по дну Черного моря – должен соединить Россию с ЕС. Этот проект, лоббируемый “Газпромом”, считается конкурентом “Набукко”. “Венгрия находится в сильной зависимости от российских газовых поставок”, – напоминает Грец. Поэтому в Будапеште могли посчитать, что развивать сотрудничество с Россией выгоднее, чем форсировать строительство “Набукко”. Впрочем, “Южный поток” – не единственный проект, с которым “Набукко” приходится конкурировать. В частности, Турция сделала ставку на перспективный Трансанатолийский газопровод (TANAP). Ресурсной базой для этой магистрали должно стать азербайджанское месторождение “Шахдениз” на Каспии. На этот газ рассчитывали и участники проекта по строительству “Набукко”. Альтернативный проект есть и у британского концерна bp.

Как бы то ни было, для всех проектов наиболее актуальной остается проблема поиска поставщиков газа. Так, участникам консорциума по строительству “Набукко” за минувшее десятилетие так и не удалось окончательно договориться ни с Азербайджаном, ни с Туркменистаном, не говоря уже про Ирак, Иран и Казахстан. Йонас Грец считает, что решение концерна MOL наверняка ослабит консорциум. Тем не менее газопровод “Набукко” все же может быть построен, правда, не в первоначальном, а в так называемом облегченном варианте. В таком случае магистраль протянут только до границы с Турцией, а там она соединится с уже существующей сетью трубопроводов в этой стране. Схожей точки зрения придерживаются и некоторые участники самого консорциума – в частности, австрийский концерн OMV. Они называют укороченный вариант магистрали “западным Набукко”.

По словам Йонаса Греца, принципиальным для европейских стран является вопрос организации импорта газа из прикаспийского региона в обход России. “Будет ли для этого использоваться “Набукко” или другой газопровод, в общем-то неважно”, – уверен эксперт. Именно поэтому идея объединения проектов – “Набукко” и лоббируемого Россией “Южного потока”, которую неоднократно высказывали ряд экспертов и участников рынка, нереалистична. Многое сейчас будет зависеть от позиции Евросоюза. Он на протяжении всех последних лет активно продвигал идею строительства “Набукко”. Однако теперь ЕС может изменить свою позицию. Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер еще в феврале дал понять, что Брюссель заинтересован в организации поставок азербайджанского газа в Евросоюз через территорию Турции, а по какой именно магистрали он в итоге пойдет, не так уж и важно. “Набукко” будет построен, уверен глава австрийского концерна OMV Герхард Ройсс, который также в сложившейся ситуации отдает предпочтение укороченному варианту магистрали. Такой проект, по его словам, обойдется гораздо дешевле. Одновременно Ройсс дал понять, что, возможно, у консорциума будет возможность ориентироваться не только на Каспийское море, но и на Черное. “Обнаруженные запасы газа в Черном море изменили ситуацию”, – заключает глава OMV.