Кремль приступил к новой «газовой игре», чтобы помешать реализации TANAP?

На фоне успеха переговоров по TANAP эксперты отмечают рост напряженности вдоль будущего «газового коридора».

Как сообщает AZE.az, Турция и Азербайджан планируют на следующей неделе подписать межправительственное соглашение по проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), который будет транспортировать азербайджанский газ через Турцию в Европу.

Информацию об этом распространило агентство Reuters, ссылаясь в свою очередь на информацию от турецких официальных лиц, пишет газета “Эхо”.

“Работа вступила в завершающую стадию, – сказал источник. – Ожидается, что межправительственное соглашение будет подписано на следующей неделе в Стамбуле”. По информации другого турецкого чиновника, церемония подписания может состояться 26 июня или несколькими днями позже в присутствии премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Подписание соглашения по проекту ожидалось еще в апреле, но так и не состоялось. Причины отсрочки не оглашались. Трубопровод TANAP стоимостью от 5 до 7 млрд. долларов планируется завершить к 2017-2018 годам, когда ожидается начало эксплуатации второй фазы месторождения “Шахдениз”. На данный момент условиями соглашения предполагается, что Азербайджан будет ежегодно поставлять в Турцию 16 млрд. кубометров газа, из которых 6 млрд. кубометров пойдут на собственные нужды Турции, а остальное будет транспортироваться на европейские рынки.

Трубопровод предусматривает возможность увеличения объемов до 30 млрд. при наличии соответствующих ресурсов. На настоящий момент доля турецких компаний Botas и TPAO в проекте составляет 20%. SOCAR обладает 80%. Кроме того, проект TANAP должен стать составной частью более крупного проекта газопровода, который будет транспортировать газ от турецкой границы в страны Европы. В настоящее время консорциум “Шахдениз” рассматривает два варианта маршрутов: Nabucco-West (обновленная версия проекта “Набукко”) и Юговосточный маршрут (SEEP).

Победивший проект затем будет соревноваться с Трансадриатическим маршрутом (TAP). Итоговое решение по выбору проекта ожидается к середине 2013 года.

Нельзя не заметить, что об успехе переговоров по TANAP агентство Reuters сообщило вскоре после визита в регион госсекретаря США Хиллари Клинтон. В переговорах, которые она вела и в Баку, и в Тбилиси, и в Стамбуле, “энергетической”, в том числе и “газовой”, дипломатии отводилось важное место – в немалой степени потому, что при помощи каспийских углеводородов предполагается добиться диверсификации источников энергоносителей для Европы, снизив таким образом ее зависимость от российского газа.

Более того, по создаваемому сегодня “газовому коридору” предполагается транспортировать в Европу не только азербайджанский газ с “Шахдениза”, но и “голубое топливо” с месторождений государств Центральной Азии, прежде всего Туркменистана.

Но одновременно с явной – и результативной – активизацией американской “энергетической дипломатии” в регионе нельзя не заметить и резкого роста политической напряженности вдоль будущего “газового коридора” Каспий-Европа. Еще накануне визита
Хиллари Клинтон в результате серии армянских провокаций на линии соприкосновения войск эксперты многих стран заговорили об опасности возобновления войны в Карабахе, и при этом нельзя было не заметить, что опасные “инциденты” происходили не в Карабахе, а в окрестностях азербайджанского Газаха – то есть в непосредственной близости от магистральных нефте- и газопроводов.

Еще через несколько дней последовали весьма настораживающие действия Туркменистана на Каспии – в Ашгабате вдруг “вспомнили” о своих притязаниях на месторождение “Кяпаз” и прямо нарушили договоренности с Азербайджаном, согласно которым, до определения статуса Каспия Азербайджан и Туркменистан обязались не проводить никаких работ на спорном месторождении.

Теперь же настала очередь Турции, точнее, турецкой Восточной Анатолии. Напомним: несколько дней назад на юго-востоке Турции произошли вооруженные столкновения между террористами РКК и силами безопасности. Как сообщала Associated Press, организованная группа курдских боевиков совершила нападение на блок-пост военнослужащих турецкой армии. В результате обстрела из минометов, гранатометов и стрелкового оружия были убиты 8 военных, еще 16 получили ранения. Ответным огнем было ликвидировано 18 террористов.

Очередной инцидент в районе турецко-иракской границы, как того и следовало ожидать, вызвал резкую реакцию Анкары. Президент Турции Абдулла Гюль резко осудил теракты сепаратистов и сказал, что “никому не удастся поставить турецкий народ на колени”. Он отметил, что борьба с террором будет продолжена, а насилием и террором экстремисты ничего не добьются. А находящийся с визитом в Мексике премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган пообещал усилить борьбу с курдскими боевикам и продвигаться в этом направлении “до самого конца”.

Он призвал их прекратить сопротивление и сложить оружие. “Рано или поздно победа будет за нами. Единственное, что необходимо сделать террористам – сложить оружие”, – заявил он по этому поводу журналистам. Для обсуждения шагов, которые необходимо принять ввиду данного нападения, в срочном порядке был созван Кабинет министров республики. По его распоряжению в район нападения направлена специальная комиссия из высокопоставленных военных и усилены меры безопасности.

Эксперты при этом отмечают: нынешнее столкновение в Хаккяри – одно из самых серьезных за последнее время по числу жертв и пострадавших среди военнослужащих. В 2007 году в этом же регионе РКК совершила обстрел семи армейских позиций. Тогда погибли и получили ранения около 30 военных. 32 боевика были уничтожены.

Теперь же СМИ сообщают и о “силовом” ответе Анкары. ВВС Турции совершили новую бомбардировку ряда приграничных районов с Северным Ираком, сообщает ИТАР-ТАСС. Истребители-бомбардировщики ВВС Турции нанесли “мощный удар по целям и объектам сепаратистской террористической организации”, уточняет Генштаб, добавив, что “поставленные задачи выполнены, самолеты и вертолеты вернулись на свои базы”. В ходе авиарейда, а также антитеррористической операции в турецкой провинции Хаккяри близ границы с Ираком, ликвидированы не менее 30 боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). В настоящее время операция продолжается, идет преследование по “горячим следам” вооруженных экстремистов численностью до трехсот человек, которые пытаются выйти из кольца окружения и скрыться в горах Северного Ирака.

По традиции, активизацию РКК в Восточной Анатолии эксперты связывают с весьма бурными политическими событиями на Ближнем Востоке вообще и усиливающейся напряженностью между Анкарой и Дамаском в частности, тем более что в не таком уж далеком прошлом власти Сирии оказывали поддержку РКК.

Однако тот факт, что попытки “раскачать ситуацию” предпринимаются в нескольких “уязвимых” точках вдоль маршрута будущего “газового коридора”, уже не позволяет исключать, что за обострением ситуации в Восточной Анатолии может стоять и Россия, чьи спецслужбы еще со времен существования СССР располагают серьезными “связями” в руководящей верхушке РКК.

Тем более у Москвы есть немало рычагов, при помощи которых можно подтолкнуть к радикальным шагам и Армению, и Туркменистан. И уж тем более она вряд ли заинтересована в том, чтобы у “Газпрома” в Европе появился серьезный конкурент в лице прикаспийских стран. Места на рынке, конечно, хватит всем, но вот использовать газ в качестве рычага давления на страны-потребители Москва уже не сможет. И это обстоятельство, похоже, заставляет Кремль забыть об осторожности и вести в регионе “игру на обострение”.