Один из конкурентов российского проекта South Stream, Трансадриатический газопровод, усиливает свои позиции.
Как передает AZE.az, российское издание «Коммерсант» посвящает статью Трансадриатическому газопроводу, отмечая, что азербайджанский консорциум “Шах-Дениз” согласился финансировать проектирование газопровода, несмотря на то что окончательный маршрут поставок будет выбран только через год. Затраты на проектирование невелики, они обычно составляют около $10 млн. Основным фактором выбора маршрута должна стать общая конъюнктура рынка и уточнение “Газпромом” маршрута для South Stream.
Вчера участники проекта Трансадриатического трубопровода (ТАР) и азербайджанский консорциум “Шах-Дениз” подписали соглашение о финансировании проекта строительства газопровода. Инвестиции будут направляться до того, как акционеры примут окончательное решение по маршруту экспорта азербайджанского газа в Европу. Планируется, что это произойдет в середине 2013 года, до финального инвестиционного решения по второй стадии разработки месторождения. Соглашение также предполагает возможность приобретения партнерами по разработке месторождения Шах-Дениз до 50% в проекте ТАР.
Запасы месторождения Шах-Дениз — 1,2 трлн кубометров газа. Оператором разработки является BP (25,5%). В консорциум также входят Statoil (25,5%), SOCAR (10%), ЛУКОЙЛ (10%), NICO (10%), Total (10%) и TPAO (9%). Стоимость второй стадии разработки оценивается в $22 млрд. Годовой объем добычи составит 16 млрд кубометров газа, начало добычи запланировано на 2017 год.
Газопровод ТАР является одним из проектов по поставкам газа из каспийского региона в Европу, альтернативных российскому газопроводу South Stream (из России в Европу по дну Черного моря), строительство которого должно начаться в конце этого года и завершиться в 2015 году. TAP должен пройти через Азербайджан, Грузию, Турцию, Грецию и Албанию до Италии. Протяженность — 520 км, начальная пропускная способность — 10 млрд кубометров с возможным расширением до 20 млрд кубометров. Участниками проекта являются швейцарская EGL, норвежская Statoil, германская E.ON Ruhrgas. Второй вариант — часть проектируемого газопровода Nabucco, Nabucco West от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. Также участники проекта рассматривали собственный проект Юго-Восточного европейского газопровода (SEEP) из Турции в Болгарию, Румынию и Венгрию, однако в конце июня отказались от него в пользу Nabucco West.
С учетом того, что оба возможных маршрута газопровода пройдут через Турцию, до Европы из 16 млрд кубометров дойдет не более 10 млрд кубометров, отмечает Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”. А это, полагает аналитик, “довольно незначительный объем”, чтобы в какой-то степени влиять на рынок. Господин Нестеров добавляет, что вести переговоры сразу по нескольким проектам — нормальная практика производителей газа, так как тем самым они усиливают свою переговорную позицию. Однако, уверен аналитик, текущее соглашение о финансировании будет мало влиять на принятие окончательного решения. К тому же, добавляет Александр Назаров из Газпромбанка, инвестиции в проектирование газопровода вряд ли будут значительными для консорциума “Шах-Дениз”. По его словам, это не “десятки миллионов долларов, а скорее всего, не более $10 млн”.
Окончательная конфигурация проекта, по мнению Валерия Нестерова, будет зависеть от сложившейся к середине 2013 года ситуации на газовом рынке, а также от окончательного выбора маршрута, который должны сделать участники проекта газопровода South Stream. Сейчас “Газпром” и его партнеры рассматривают более пяти вариантов прокладки трубы.