Эксперт: шансов достичь урегулирования в карабахском конфликте больше у Турции

США, Россия и Франция играют в свои геополитические игры, напоминает отечественный эксперт, считая, что шансов достичь урегулирования больше всего, у Турции.

Как сообщает AZE.az, азербайджанский эксперт высказывает свою точку зрения на урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. “Ни одна из трех стран-членов Минской группы ОБСЕ, США, Россия и Франция не стремится восстановить справедливость. Это эфемерная идея. Они играют в свои геополитические игры. Одни ставят на других, другие на третьих, шантажируют друг друга, перетягивают друг у другу страны Южного Кавказа. С геополитической точки зрения, идет игра “королей” с “пешками”. Поэтому мы должны решать сами свои проблемы, чтобы не быть “пешками” в руках этих “королей”, образно выражаясь”, – заявил в интервью “Эхо” политолог Парвин Дарабади.

Тем временем армянский тюрколог Рубен Мелконян считает, что Турция никогда не сможет стать посредником по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, поскольку является пристрастной стороной в этом вопросе. Об этом он упомянул ИА REGNUM, комментируя предложение главы МИД Турции Ахмета Давутоглу об организации в Стамбуле переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

“Турция всегда хотела и сейчас хочет быть активно вовлеченной в процесс урегулирования карабахского конфликта, однако, ее попытки вторгнуться в вопрос не увенчались успехом. Причиной является тот очевидный факт, что Турция – необъективная сторона, активно поддерживает Азербайджан в этой проблеме”, – заявил эксперт.

По мнению П.Дарабади, шансов достичь урегулирования больше у Турции. “В этом регионе есть три заинтересованные стороны в установлении стабилизации. Определенные круги Турции также стремятся к нормализации армяно-турецких отношений. Мы тоже хотели бы нормализовать азербайджано-армянские отношения, но с условием, что будут соблюдены наши интересы. То есть соблюдена наша территориальная целостность. После этого, проблемы установлени армяно-азербайджанских отношений не будет. Получается своеобразный треугольник. И в этой комбинации гораздо больше шансов у Турции достичь результата, чем с участием заокеанских и заморских стран. “При желании трех сторон можно найти формулу решения проблемы, когда будут довольны все три страны. И никаких обид не будет”, – отметил он, добавив, что судьбу регионов решают страны данного региона. “Другие используют их в своих геополитических целях” . “А быть разменной монетой, как показывает история ХХ и начала ХХI века – это обычно завершается весьма печально именно для этих стран региона”.

В свою очередь известный российский политолог, эксперт Института русского зарубежья Виталий Журавлев заявил о том, что Турция, безусловно, влиятельный региональный игрок, который имеет в отношении Азербайджана и Армении свои политические и экономические интересы, подчеркнул, что “Турция не является членом Минской группы ОБСЕ, которая уполномочена заниматься вопросом решения карабахского конфликта”.

“Кроме того, позиция Турции в силу исторических, политических, экономических и иных причин будет более лояльна к точке зрения Баку, чем Еревана. Думаю, в Армении это понимают, в странах Минской группы тоже вряд ли обрадуются этой инициативе, если она, конечно, предварительно не согласована. Но это маловероятно. При этом он считает, что военный конфликт реален, но военного решения проблема Нагорного Карабаха не имеет. “В принципе, на мой взгляд, надо ставить вопрос о миротворческой операции с целью разъединения сторон конфликта”.

Тем временем Государственный департамент США вновь подтвердил свою позицию, касающуюся поддержки принципа территориальной целостности. Подтвердив получение письма от конгрессмена Дана Роробахера на имя госсекретаря Хиллари Клинтон относительно необходимости поддержки борьбы за независимость Южного Азербайджана от Ирана и возможности объединения с Азербайджанской Республикой, официальный представитель Госдепа Виктория Нуланд, сообщила о том, что госсекретарь ответила на письмо конгрессмена. Однако детали переписки оглашены не будут. “Мы выступаем за соблюдение принципа территориальной целостности” – сказала Нуланд, отвечая на вопрос журналистов о вероятности поддержки США борьбы за независимость Южного Азербайджана.

“Тема борьбы за независимость Южного Азербайджана не впервые всплывает за последние 50 лет. Кроме того, эта проблема в 1945-46 гг. также всплыла и стала международной. Ее весьма печальные итоги известны. И сейчас некоторые круги пытаются реанимировать этот вопрос”, – считает политолог П.Дарабади. По его мнению, все это “разыгрываемая, но к сожалению, не козырная карта”. “Когда определенным силам нужно, они этот вопрос поднимают и начинают разыгрывать, пугать, шантажировать, в данном случае Иран. Мол, мы вас расколем, если не будете нас слушаться… Все это из области современных технологий со стороны великих держав, которые не имеют перспектив. Т.к. единый Иран выгоден как США, так и России”. При этом эксперт отметил, что единый Иран с одной стороны сдерживает проникновение России на южные моря и к Индийскому океану. “С другой – для России Иран преграда для проникновения западных сил на Южный Кавказ. Поэтому ни одной из сторон невыгоден распад Ирана”, – заключил он.