Историки и политики еще долго будут спорить, почему Российская Федерация до сих пор тщетно пытается найти свой путь всестороннего развития, укрепления государственности, выбрать удачный маршрут, не наступая на грабли, на которые уже однажды наступили. Иногда, читая анализы разных политологов и историков, ощущаешь, что они будто прилетели с других планет и пока не успели ознакомиться с российскими реалиями. Бог им судья! Но что творится с памятью простых россиян? Почему властям России так долго не удается мобилизовать страну ради общих дел?
Россия, самое большое государство на планете, обладает огромными запасами полезных ископаемых. В мире довольно много желающих получить всё это добро в свое распоряжение. Но не найдется ни одного государства, которое могло бы подумать, будто ядерную Россию можно победить военным путем. Однако распад СССР показал, что расчленить громадную и сильную страну возможно и без открытого военного конфликта. А учитывая, что в стране живут около 200 различных национальностей, задача становится не столь уж фантастически сложной. Достаточно поссорить эти народы друг с другом, разжечь гражданскую войну на национальной почве — и дело выгорело: приходи и бери, чего хочешь и сколько хочешь.
Восьмое декабря 1991 года, с заключением Беловежских соглашений и появлением на карте мира 15 независимых государств, должно послужить уроком для российских политиков. Им необходимо тщательно изучать горький опыт.
Сегодняшняя Россия является правопреемником СССР. Историческая память хранит те факты, что во времена Советского Союза тогдашние власти больше уделяли внимания по всем направлениям социалистическим странам и преследовали глобальную цель распространения социализма и коммунизма. Не секрет, что такие социалистические страны, как Чехословакия, ГДР, Венгрия и др., жили намного лучше СССР в части как экономического развития, так и политических свобод. Теперь Россия как бы зеркально повторяет советские просчёты: проявляет заботу о странах СНГ, отодвигая на задний план собственные проблемы. А чего ради?
Множество проблем, отягощающих жизнь миллионов людей, остаются в России нерешёнными. Тут и разобщенность субъектов Федерации: национальные республики развиваются как бы сами по себе, а центр — в отрыве от них. Социальная сфера с трудом теплится: нищенские пенсии, не снижающаяся безработица, какие-то невнятные льготы для наиболее уязвимых слоёв населения и т.п. Внутренние цены на энергоносители, да и в целом распоряжение этими ценнейшими невосполнимыми природными ресурсами вызывают массу вопросов, на которые не даётся ответов. И самое, пожалуй, болезненное, чем в значительной степени и обусловлены все прочие нестроения: никак не удается выправить сырьевой перекос экономики. Даже если признать, что у руководства страны есть искреннее желание добиться таких желанных перемен…
Советские идеологи внедряли в общественное сознание стереотипы, будто ни одна национальная республика не может жить отдельно, самостоятельно. Сегодняшняя реальность противоположна: многие независимые государства, бывшие союзные республики, успешно развиваются и выходят на путь процветания.
Ситуация, тем не менее, отнюдь не безоблачна. Далеко не единичны террористические акты в северокавказских республиках, о которых мы слышим каждый день. Создается впечатление, что разгул терроризма нагнетается непрестанно, и никому не известно, когда это прекратится. Ведь за преступлениями террористов отчётливо просматриваются сепаратистские цели. Как бы то ни было, но до политической стабильности далеко.
И на этом фоне вчера лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил перед немногочисленными представителями армянской диаспоры в Москве по поводу экстрадиции азербайджанского офицера Рамиля Сафарова из Венгрии на родину. Владимир Вольфович в характерной для себя манере, пользуясь неприкосновенностью депутата Государственной Думы РФ, «раздавал» чужие земли, попирая международно-признанные государственные границы Азербайджанской Республики. То есть он высказал открытую поддержку армянских сепаратистов в Нагорном Карабахе. Тогда как Программа ЛДПР содержит, пожалуй, больше положений против национализма и сепаратизма, чем программы всех других российских политических партий. Вчерашнее выступление побуждает заключить, будто господин Жириновский «кинул» своих избирателей. Невозможно одновременно бороться с сепаратизмом и поддерживать сепаратизм. Любопытно, отдает ли сам Владимир Вольфович себе отчет в том, что, открыто выступая подобным образом, он фактически предоставляет сепаратистам преимущество перед коренными народами многонациональной России? Одобрят ли его речи чеченцы, ингуши, дагестанцы, татары, башкиры?.. Или кому-то представляется, что на дворе XVII век, когда самым оперативным средством распространения информации о происходящем в мире была голубиная почта?! И видят ли власти России, МИД, Генеральная прокуратура, что в центре Москвы поднимается флаг марионеточной сепаратистской «НКР»? К каким последствиям это может привести? А вдруг завтра чеченская молодежь поднимет в центре флаг независимой «Чеченской Республики Ичкерия»?!. Не говоря уже о том, что высказывания лидера «либеральных демократов» и депутата Госдумы идут в разрез как с Конституцией РФ, так и с основополагающими принципами международного права. На что надеется Владимир Вольфович, попирая правовые и человеческие нормы и устои? Если власти и правоохранительные структуры России всё это видят, то почему остаются в стороне, закрывая глаза на происходящее?! Мало всего сказанного. Нельзя умолчать, что депутат и заметный публичный политический деятель Жириновский, наряду со всем отмеченным выше, открыто призывал российских граждан, входящих в армянскую диаспору, купить побольше оружия и переправить в помощь сепаратистскому режиму в Нагорный Карабах. Это уже признаки уголовно наказуемого деяния — разжигания национальной розни. Едва ли призывы лидера ЛДПР будут приветствовать проживающие в России более двух миллионов азербайджанцев, равно как и люди многих других национальностей. Но депутатская неприкосновенность?!.
Портрет Владимира Жириновского — политического и общественного деятеля — дополняют и другие неординарные факты, набиравшиеся на протяжении многих лет. Так он отмолчался, когда освободили убийцу 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, полковника Юрия Буданова. Не осудил армянский террористический акт 1977 года в Московском метро, когда невинными жертвами оказались более 100 человек. До каких же пор у нас будут действовать двойные стандарты?
В мире не найдется ни одного государства, ни одного добропорядочного телеканала, способного поощрить следующий факт. Сразу после выступления в российском телеэфире (канал «Содружество») Президента РФ Владимира Путина по проблеме борьбы с сепаратизмом последовал сюжет о том, как заместитель Министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян оправдывает и пропагандирует перед российской телеаудиторией сепаратизм в Нагорном Карабахе, прикрываясь положениями о праве народов на самоопределение. Неужели российские власти не обеспокоены этим вопиющим событием?!
Советский народ одержал славную победу над человеконенавистнической машиной фашизма. Так разве теперь России не под силу одолеть сепаратизм и национализм?
Выступление Владимира Жириновского буквально повергло меня в замешательство. Не смог сразу собраться с мыслями, чтобы дать ему оценку. Но тут увидел на армянском Internet-сайте оценку, данную 15 сентября самой армянской стороной: «Владимир Жириновский прочистил мозги армянам». Это признание — внушительная точка, после которой уже не надо ничего додумывать.
Возьму на себя смелость напомнить политическим деятелям, подобным Жириновскому, что перед распадом СССР проводился всенародный референдум о сохранении Советского Союза. Тогда более 77 % граждан проголосовали за сохранение единого государства. Однако Беловежские соглашения продемонстрировали, что «от любви до ненависти один шаг». Российские власти и политики пока не упустили возможность спасти положение и сохранить страну неделимой. Но пусть осмыслят телесюжеты последних дней с участием Президента Владимира Путина, который образно сказал, что только слабые журавли не улетели вместе с ним. Просится добавка: у слабого журавля больше желания улететь. Это непреложный закон природы.
Расим ГУСЕЙНЗАДЕ, журналист,
Москва, специально для AZE.az