Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил в Дублине, что Баку и Москва могут решить вопрос об аренде Габалинской РЛС к концу года.
Как передает AZE.az, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, принявший участие в заседании СМИД ОБСЕ в Дублине, заявил СМИ, что на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на полях заседания вопрос Габалинской РЛС не обсуждается.
Однако, по его словам, переговоры по данному вопросу ведутся, он может быть решен к концу текущего года.
Министр напомнил, что срок действия договора между Азербайджаном и Россией об аренде Габалинской РЛС истекает в декабре. Мамедъяров подчеркнул, что именно поэтому переговоры ведутся интенсивно.
Расположенная в Габалинском районе Азербайджана и сданная в эксплуатацию в 1985 году РЛС типа “Дарьял” была одной из 8 станций противоракетного оборонительного комплекса СССР. Габалинская РЛС была важнейшим элементом системы противоракетной обороны и предназначалась для защиты южных рубежей СССР. После получения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжила ее использование на условиях аренды. Соглашение установило статус станции в качестве информационно-аналитического центра, являющегося собственностью Азербайджана и переданного России на условиях аренды на десять лет до 2012 года с правом пролонгации договора аренды. Десятилетнее соглашение об аренде станции было подписано в 2002 году. Станция позволяет контролировать территории в радиусе 6000 км (включая Иран, Турцию, Индию, Ближний Восток, а также Индийский океан и часть Австралийского континента).
Станция может определять с момента запуска траекторию ракет с ядерной боеголовкой и средней дальностью полета, выпущенных с вышеуказанных территорий. Сейчас деятельность станции обеспечивают 1,4 тыс. российских военнослужащих. В 2007 году Москва предложила Вашингтону совместно использовать Габалинскую РЛС, однако администрация Джорджа Буша эту инициативу отклонила. По словам представителей Белого дома, эта РЛС не будет полезна в предотвращении возможных ракетных атак со стороны Ирана.