Эксперт: России и Азербайджану нужно искать новые пути военно-технического сотрудничества

Российский политолог и военный эксперт Владимир Евсеев считает, что Россия и Азербайджан могли бы более тесно сотрудничать в технической сфере. Но, к сожалению, вал взаимного недопонимания привел к тому, что в июне не было решения о пролонгации договора об аренде РЛС в Габале.

“Вопрос аренды Габалинской РЛС – это только повод. Я был в Баку в феврале этого года, встречался с депутатами, в том числе профильного комитета. Мне заявили о том, что никаких проблем с продолжением аренды нет. Этот вопрос возник лишь в июне, и ему способствовал целый ряд факторов, которые привели к некоторому напряжению в российско-азербайджанских отношениях”.

Как передает AZE.az, об этом SalamNews заявил директор Центра общественно-политических исследований, известный российский политолог и военный эксперт Владимир Евсеев.

В череде этих факторов, по мнению Евсеева, можно упомянуть совершенно непонятные для Москвы, но совершенно правомочные для Баку закупки большого количества вооружения у Израиля, можно говорить и о других факторах, которые способствовали нарастанию напряженности. «И на этом фоне появился повод в виде аренды. Причем с азербайджанской стороны была явная переоценка роли Габалинской РЛС, при этом не учитывалось, что Габалинская РЛС дублируется со стороны второго блока Армавирской РЛС – «Воронеж-М». Это метровая станция с увеличенной дальностью обнаружения целей порядка пяти тысяч км, и с этой точки зрения говорить о том, что России крайне была нужна Габалинская РЛС было бы преувеличением», – сказал он.

По его словам, для России было важно сохранение военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. «Я надеялся на то, что после продажи Азербайджану трех комплексов «С-300» Россия и Азербайджан могли бы более тесно сотрудничать в технической сфере. Но, к сожалению, этот вал взаимного недопонимания привел к тому, что в июне не было решения о пролонгации договора об аренде РЛС в Габале. Станция в Габале требовала серьезной модернизации и получалось, что России надо было платить столь высокую цену за аренду, несоизмеримую с ценностью объекта, а еще и за собственные средства произвести модернизацию. Россия на такие условия пойти не могла, несмотря на то, что она ценит российско-азербайджанское сотрудничество в военно-технической сфере. Это был единственный объект, где такое сотрудничество осуществлялось. Можно упомянуть и другие события, которые вызывали непонимание России в отношении к Габалинской РЛС. Поэтому то, что произошло сейчас, является логическим следствием всего того, что произошло в этом году», – отметил эксперт.

Тем не менее, по убеждению Евсеева, не надо ситуацию драматизировать. «Да, эта станция будет закрыта, и это, наверное, кем-то в Азербайджане будет воспринято хорошо, если это место планируют использовать под курорт, либо для каких-то других целей. Тем не менее, надо искать другие пути военно-технического сотрудничества, потому что развитие такого сотрудничества очень важно и это очень чувствительная сфера. В этом случае недопонимание, которое в течение этого года росло, будет уменьшено или хотя бы ограничено», – добавил он.

По мнению В.Евсеева, Россия и Азербайджан – это государства, связанные между собой культурными и многими другими связями. «С этой точки зрения после закрытия станции нужно думать о том, как найти новую сферу для развития военно-технического сотрудничества, а не о том, как мы будем дальше вставлять палки друг другу в колеса», – сказал он.

Эксперт не видит никаких прямых последствий закрытия Габалинской РЛС, но считает, что есть некоторые косвенные последствия, которые связаны не только с этими событиями. По его словам, в последнее время у России вызывает серьезную обеспокоенность позиция Азербайджана в отношении возможностей силового разрешения иранской ядерной проблемы, и за этим кроется очень многое. «Если бы Азербайджан сделал заявления о том, что он не предоставит свою территорию для использования сил в отношении Ирана, то это способствовало бы нормализации ситуации. На экспертном уровне есть сомнения касательно позиции Азербайджана, хоть он и делал ранее такие заявления. Сомнения обусловлены тем, что может быть заключена своеобразная сделка между Азербайджаном и США на каких-то условиях. Эта ситуация анализируется», – отметил Евсеев.

Он считает, что если Азербайджан хотя бы косвенно будет втянут в это противостояние, Россия будет вынуждена принимать меры уже военно-технического характера – ей нужно будет обеспечить безопасность на Южном Кавказе, она нарастит свое присутствие как на базе в Гюмри, так и на Северном Кавказе. «Россия в этом случае будет вынуждена сделать такое, несмотря на все свое хорошее отношение к азербайджанцам, которые живут в России, и к Азербайджану, который является дружественным для нее государством. Я боюсь, что Азербайджан втянут в конфликт, который ему не нужен и принесет больше проблем, чем пользы. Мои опасения касательно этого после закрытия Габалинской РЛС увеличились», – заключил Владимир Евсеев.