Эксперт: Россия не заинтересована в разрешении карабахского конфликта

Джеймс Никси, сотрудник и руководитель программы «Россия-Евразия», опубликовал статью «Ослабевающее влияние России на Южном Кавказе и в Центральной Азии».

Как передает AZE.az, эксперт, сотрудник и руководитель программы «Россия-Евразия» Джеймс Никси в своей статье на портале «Кавказская политика» пишет о том, что имеются силы, которые извлекают финансовую выгоду и получают рычаги политического воздействия от продолжающегося сохранения напряжения и статуса – кво в карабахском вопросе. Россия видит свою посредническую роль в карабахском вопросе с точки зрения своего влияния и не может быть искренне заинтересована в разрешении конфликта.

Об этом свидетельствуют возражения России против введения международных миротворческих сил и изменений в структуре Минской группы, которая была посредником в конфликте с 1992 года, отмечает эксперт. «На трехсторонней встрече на высшем уровне в Казани в июне 2011 года Азербайджан выразил скептицизм в отношении самой последней мирной инициативы, выдвинутой Россией.

Он по-прежнему считает Россию нечестным посредником, возможно, отчасти из-за армянского прошлого российского министра иностранных дел и главного переговорщика Сергея Лаврова, но, может быть, в основном из-за страха пред «пакс Руссика» («Русским Миром») в Нагорном Карабахе», – подчеркивает автор статьи. Полномасштабное возобновление нагорно-карабахского конфликта может поставить под угрозу позиции России в Азербайджане и Турции, особенно, если армянам потребуется военная помощь.

Это повлияет также на безопасность трубопровода, а манипулируя конфликтной ситуацией, Россия уделяет первостепенное внимание энергетической безопасности и финансовой выгоде, считает эксперт. Прямые российские инвестиции в Южный Кавказ небольшие, но являются значительными относительно размера экономик, получающих их, и общего притока инвестиций.

Более того, когда они сосредоточены в ключевых секторах, они имеют несоразмерно большие политические последствия. Грузия и Азербайджан придерживаются мнения, что Россия использует свои энергетические и транспортные системы для усиления влияния на внутренние и иностранные дела государств и что она способствует созданию более гибких центров власти, отмечает автор.

В Азербайджане Россия не достигла больших успехов, в частности, наблюдается меньше проникновения в энергетическую сферу, чем можно было бы ожидать в такой богатой углеводородами стране. Россия контролирует только нефтепровод Баку – Новороссийск и ничего из того, что касается газа.

Открытие проложенного в обход России трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в 2003 году значительно снизило энергетическую зависимость Азербайджана от России, отмечает Джеймс Никси. «Мощным экономическим рычагом в отношениях России с Азербайджаном и Арменией являются трудовые мигранты и их денежные переводы.

Например, в России работают приблизительно два миллиона граждан Азербайджана, которые высылают домой 2,5 миллиарда долларов США, что составляет 10% от ВВП. Азербайджанцы, постоянно проживающие в России, являются чрезвычайно сильной формой воздействия, поскольку Россия пригрозила депортировать нелегальных рабочих и ввести визовый режим.

Финансовые интересы России на Южном Кавказе являются зачастую экономически сомнительными, хотя некоторые считают, что со временем бизнес, принадлежащий ей в регионе, снова станет прибыльным. Однако на сегодняшний день существует мало свидетельств этого», отмечает автор статьи.

«Влияние России на Южном Кавказе и в Центральной Азии уменьшается, но она продолжает заставлять его идти против течения. Движимая постимперскими амбициями Россия полна решимости оставаться ключевым внешним игроком в обоих регионах в краткосрочной и среднесрочной перспективе», – отмечает Никси.

Его доклад рассматривает политические, экономические и культурные аспекты влияния России в странах Южного Кавказа и Центральной Азии и обращает внимание на усилия Москвы по использованию ресурсов «мягкой силы» для укрепления своих позиций в этом регионе..