Армянской элите предстоит осознать «уроки французского»

В Ереване начинают осознавать, что интересы Франции противоречат требованиям армянского лобби.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на «Эхо», армянская политическая верхушка обсуждает очередные новости из Парижа. Напомним: скандально известный депутат французского парламента от правящей партии “Союз за народное движение” (UMP) Валери Буайе представила в бюро Национального собрания Франции новый проект закона, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание т.н.

“геноцида армян” на территории Османской империи в 1915 году (здесь и далее кавычки наши. – Ред.).

Как отмечает “Кавказский узел”, разработанный мадам Буайе совместно с адвокатом Филиппом Григоряном документ основан на принятой Европарламентом статье “Криминализация отрицания геноцида и военных преступлений”. Как информирует портал Panarmenian.net со ссылкой на газету Nouvelles d`Armеnie, тех, кто посмеет публично усомниться в армянской трактовке событий 1915 года, по версии Буайе и Григоряна, должно ждать лишение свободы сроком до года и штраф в 45 тысяч евро.

При этом в Ереване вынуждены напомнить: в 2011 году Валери Буайе уже выносила аналогичный документ на рассмотрение нижней палаты парламента. 22 декабря 2011 года ее проект о криминализации отрицания геноцидов, в том числе “геноцида армян”, одобрили депутаты Национального собрания Франции.

Позднее, 23 января 2012 года закон был принят Сенатом Франции. Однако 27 февраля Конституционный совет Франции признал документ не соответствующим Конституции и нарушающим право на свободу слова.

В ответ тут же прозвучали обещания разработать новый законопроект, позволяющий наказывать сомневающихся в “геноциде армян” в Османской империи, но при этом не нарушать основополагающих норм прав человека. Впрочем, насколько эта задача выполнима в принципе – вопрос по меньшей мере открытый.

Тем не менее в успехе нового законопроекта в армянских кругах, похоже, не сомневаются. Тем более что уже в 1915 году грядет столетний юбилей “геноцида армян”.Впрочем, французский сенатор Натали Гуле в интервью агентству Cihan news заявила: Франция пытается найти такое решение вопроса “геноцида армян”, которое удовлетворило бы и Армению, и Турцию.

“Франция обсуждает этот вопрос с турецким правительством. Необходимо найти решение, которое удовлетворит армян, но в то же время не шокирует Турцию”, – сообщила Гуле.

По ее словам, президент Франции Франсуа Олланд намерен проявить решительность в этом вопросе. Отметив, что турецко-французские отношения в последний период активизировались, Гуле указала, что главным препятствием для “здоровых двусторонних отношений” является именно “армянский вопрос”.

И, признав, что армянская диаспора во Франции достаточно многочисленная и влиятельная, она, тем не менее, добавила, что на этот раз французское руководство не упускает из вида Турцию.В Баку уже прокомментировали ситуацию в связи с очередной попыткой армянских лоббистов сделать во Франции историческую правду наказуемым преступлением. Как заявил журналистам пресс-секретарь Министерства иностранных дел Азербайджана Эльман Абдуллаев, принятие во Франции законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за отрицание так называемого “геноцида армян”, негативно скажется на политике этой страны в области регионального сотрудничества и связях с регионом.

Как отметил Э.Абдуллаев, позиция МИД Азербайджана по этому вопросу всегда была ясной и очень конкретной. И добавил, что новое вынесение на обсуждение известного проекта в случае его принятия во Франции приведет к снижению доверия к этой стране как к сопредседателю Минской группы ОБСЕ: “Франция – одна из стран-сопредседателей, это государство, которое сотрудничает и тесно контактирует с регионом в целом и странами региона в частности.

Надеюсь, во Франции не допустят такого шага. Принятие или обсуждение столь несправедливого закона негативно повлияет на сотрудничество Франции с регионом.

Сегодня Азербайджан – жертва агрессорской политики Армении, наши земли находятся под оккупацией. Принятие какого-то несправедливого решения, закона во Франции, естественно, создаст почву для негативной оценки азербайджанской общественностью роли Франции в качестве сопредседателя”.Показательно и другое.

Как того, возможно, и следовало ожидать, официальный Ереван по поводу нового законопроекта хранит молчание. Но осторожность проявляют и политологи.

Так, в беседе с корреспондентом газеты “Еркрамас” эксперт Центра этнополитологических исследований Арег Галстян рассуждал весьма оптимистично: дескать, “Буайе всего лишь официальный инициатор. Социалисты и “Союз за народное движение” никогда не расходились во мнениях относительно “армянского вопроса”, так было в 2001 году, когда Франция приняла закон о признании и осуждении “геноцида армян”, и так было в 2006 году, когда именно социалисты стояли у истоков законопроекта о криминализации отрицания “геноцида армян”.

Да и в 2012 году социалисты полностью поддержали законопроект как в Национальном собрании, так и в Сенате. Проваливать данный закон из-за партийных разногласий никто не станет, это не согласуется с политической философией Франции, подобная стратегия чаще используется в США.

Во Франции же партийные трения касаются важнейших компонентов внутренней политики: пенсии, бюджет, рабочие места. К тому же крупные армянские лоббисты представлены во всех партиях – это и Роже Каручи, и Патрик Деведжян, и ведущие лица в кабинете Олланда – Жан Марк Эро и Жером Кюзак.

Идеологических трений относительно “армянского вопроса” у основных политических сил Франции нет.”Стоит ли возводить в абсолют оценки господина Галстяна – вопрос риторический. В особенности с учетом того, что в 2011 году закон благополучно провалился.

Важно другое. Термин “армянский вопрос” -это не только, вернее, не столько признание “геноцида армян”, сколько территориальные притязания на Восточную Анатолию и требования выкроить из нее “Западную Армению”.

В армянской среде открыто рассуждают о том, что признание “геноцида” – это первый шаг, после которого можно будет ставить вопрос о “преодолении его последствий”, то есть, согласно армянским же формулировкам, “территориальных репарациях”. А это уже куда серьезнее.Плюс ко всему тот же Арег Галстян вынужден признать и другое: “На другой чаше весов – прагматичные интересы Франции и ЕС в целом.

Не секрет, что Европа находится в глубоком кризисе и не может себе позволить потерю важных экономических партнеров. Тем более что Олланд, в отличие от Саркози, хочет сполна использовать потенциал экономического сотрудничества с Анкарой.

Французские социалисты известны тем, что для них экономические интересы превалируют над политико-идеологическими ценностями. К тому же стоит вопрос Сирии, давление будет и со стороны США по линии НАТО, ведь Турция важный игрок в данном конфликте – базы боевиков, оружие и многое другое.

То есть мы видим и ряд серьезных препятствий. Олланд, конечно, будет стараться балансировать между армянской диаспорой и Анкарой, но в конечном итоге ему придется принять решение.”Проще говоря, теперь уже и в армянских кругах осознают, что позиции официального Парижа – и не только Парижа – постепенно сдвигаются.

Плюс ко всему солидную долю информации к размышлению несет здесь вывод на орбиту первого азербайджанского телекоммуникационного спутника Azerspace-1. Показательно, что вначале армянские СМИ вообще попытались проигнорировать это событие.

Затем, догадавшись, что в эпоху Интернета такие политтехнологии уже не проходят, нашли “оригинальный” ход и стали старательно напоминать своим читателям, что спутник, мол, изготовлен американской компанией, запущен французской ракетой с французского же космодрома Куру…Однако наиболее дальновидные и здравомыслящие эксперты понимают и другое. Запуск спутника продемонстрировал, что сегодня сотрудничество Азербайджана и с США, и с Францией уже вышло на совершенно иной, куда более высокий уровень.

Признать это для ереванского политического бомонда слишком опасно. Но и отрицать уже невозможно.

И вполне возможно, что новые “уроки французского” для армянской элиты еще впереди..