На сегодняшний день в регионе сталкиваются интересы трех сторон – США, России и Турции, каждая из которых стремится реализовать свой сценарий развития событий.
Как сообщает AZE.az, агентство «Новости-Азербайджан» опубликовало интервью с Директором Института демографии, миграции и регионального развития (РФ) Наданой Фридрихсон.- Как вы оцениваете заявление, сделанное Саакашвили после двухдневного визита в Азербайджан? Действительно ли Баку стоит ждать угрозы со стороны России?- Заявление Михаила Саакашвили относительно стремления России дестабилизировать в канун президентских выборов обстановку не только в Грузии, но и в Азербайджане, является, с одной стороны, следствием политического противостояния с Иванишвили, в котором президент Грузии видит российского ставленника, с другой – попыткой защитить те энергетические и стратегические проекты, которые Тбилиси развивал с Азербайджаном и Турцией до октября 2012 года, и которые после ряда заявлений нового премьер-министра оказались под угрозой.Однако важным моментом является тот факт, что данное заявление было сделано Саакашвили не во время двухдневного визита, а уже по возвращению в Тбилиси, что дает повод предполагать, что одной из целей было оказать психологическое давление, причем не столько на официальный Баку, сколько на оппозиционные силы Азербайджана, а также общественное сознание республики, которое в силу выборного периода достаточно нестабильно.Очередная антироссийская риторика Михаила Саакашвили не соответствует имеющим место быть реалиям. России невыгодно обострять отношения с Азербайджаном, манипулируя выборным периодом, поскольку в первую очередь это нанесет удар по интересам Москвы в энергетической сфере, а также выведет на новый виток противоречий отношения с Вашингтоном.Вместе с тем, стоит признать, что ряд внешнеполитических шагов Азербайджана вызывает у России озабоченность, особенно, что касается энергетических и стратегических проектов с Турцией.
Однако Кремль не будет обострять эти сюжеты, пока не пройдут президентские выборы, после которых стороны определят свои позиции. – Какую цель, на Ваш взгляд, преследовал Михаил Саакашвили, стремясь оказать психологическое воздействие на оппозиционные силы в Азербайджане?- Михаил Саакашвили достаточно умный политик, который привык работать в формате исполнения обязательств перед западными партнерами.
Российско-азербайджанские отношения, равно, как и в целом позиция России на Южном Кавказе и на постсоветском пространстве, вызывают большую озабоченность у западных игроков, особенно с учетом газовых поставок из Азербайджана. Запад не раз делал информационные вбросы, нацеленные на дискредитацию Москвы и как посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, и как стратегического партнера, усматривая в евразийской интеграции попытки ресоветизировать регион.Однако на этот раз интересы Запада и президента Грузии объективно совпали.
Достаточно длительное время Тбилиси был вовлечен в сотрудничество с Баку и Анкарой, что отчасти соотносилось и с жесткой антироссийской риторикой со стороны Саакашвили, который после августа 2008 года фактически стремился унифицировать нагорно-карабахский конфликт и территориальный спор в отношении Абхазии и Южной Осетии. В некотором смысле это создавало удачный для общественно-политического сознания Грузии фон, по принципу «не только наш народ страдает от действий России».
Сегодня, после ряда заявлений Иванишвили о сближении Грузии и Армении, а также нецелесообразности продолжать строительство железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс, грузино-азербайджанские отношения оказались под угрозой.Думаю, своим заявлением Михаил Саакашвили пытался не только продолжить курс Запада на ухудшение отношений Москвы и Баку, но напомнить Азербайджану о якобы разрушительном влиянии России на территориальные вопросы.Однако президент Грузии не учел одного существенного факта. Дело в том, что политическое мышление Грузии преимущественно развивается в логике региональных процессов, в то время как политическое мышление Азербайджана, как страны, обладающей энергоресурсами, более широкое.
Поэтому, «мэссидж» Саакашвили будет воспринят и обработан оппозиционными силами АР, а не правящими кругами республики.- На Ваш взгляд, отношения между Баку и Тбилиси изменятся?- Думаю, что, в конечном счете, перемены произойдут. И дело не только в некоторых заявлениях Иванишвили, ставящих под удар ось Баку-Тбилиси-Анкара, в конце концов, это слова премьер-министра, а не президента, грузино-азербайджанские отношения будут постепенно «растаскиваться» по разным полюсам сил ввиду интересов внешнеполитических игроков.Сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции формировало в регионе новый блок сил, который не устраивал ряд государств, в том числе по причине того, что развитие этой связки может запустить в регионе новые процессы, неконтролируемые заинтересованными сторонами и способные трансформировать геополитические реалии на Южном Кавказе.
Косвенные признаки свидетельствуют о возможном «обмене» между Россией и США – потенциальное возвращение Грузии в ареал влияния России соотносится с переходом Азербайджана под усиливающееся влияние Запада, что, однако, не будет реализовано в «чистом виде», поскольку Москва окончательно не откажется от сотрудничества с Баку, а Вашингтон от Тбилиси. Тем не менее, такой «обмен» сможет снизить влияние Турции (которое рано или поздно может начать представлять угрозу в силу религиозного фактора, как Вашингтону, так и Москве) и как следствие разбить связку Баку-Тбилиси-Анкара.
И если в силу реализации такого сценария у Азербайджана останется «поле для маневров», то у Грузии выбор будет очень ограничен..