ВМС прикаспийских стран создадут единое навигационное пространство на море

Делегации военно-морских сил Казахстана, Азербайджана и Туркмении поддержали предложение Минобороны России о сотрудничестве и оперативном обмене данными о навигационной обстановке в водах Каспийского моря.

Как передает AZE.az, делегации военно-морских сил Казахстана, Азербайджана и Туркмении поддержали предложение Минобороны России о сотрудничестве и оперативном обмене данными о навигационной обстановке в водах Каспийского моря для повышения безопасности мореплавания, в том числе гражданского и торгового флота. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на начальника управления навигации и океанографии российского военного ведомства Александра Шеметова.

Серия переговоров между представителями ВМС прикаспийских стран прошла в среду в Астрахани в рамках конференции по проблемам навигации, гидрографии и безопасности мореплавания в Каспийском море. “Это знаковое событие, мы о нем обязательно проинформируем международную гидрографическую организацию.

Россия на первых порах, мы думаем, первый год, по крайней мере, выступит в роли координатора. Не лишая свободы и возможности других стран получить лидерство в этом вопросе.

Когда процесс пойдет, мы будем договариваться о передаче полномочий представителям других стран”, – рассказал собеседник агентства. Суть создания единого навигационного пространства на Каспии, по его словам, состоит в оперативном обмене актуальными картографическими, гидрографическими и метеорологическими сведениями между навигационными службами прикаспийских стран.

Это позволит информировать судоводителей об опасных участках и прогнозах, значительно повысить безопасность судоходства. “Например, очень важным является обмен гидрометеорологической информацией.

Потому что Каспий – уникальный регион, где в 50 километрах от места нахождения может совершенно иная погода быть. Поэтому, иметь такое большое информационное поле, которое мы можем теперь создать, является хорошим достижением для всех нас”, – рассказал Шеметов.

Другим важным моментом является обмен сведениями о состоянии рельефа морского дна. Из-за неопределенности статуса Каспийского моря в нем затруднены полномасштабные исследовательские работы, а систематическое изменение уровня воды, наносы из рек, прибрежное строительство приводят к постоянным изменениям морских глубин и конфигурации берегов.

По данным ВМФ России, большинство морских карт Каспия относятся к 60-80 годам прошлого века, только на 23% площади моря проведены полноценные съемки. Для 26% от всей площади имеются данные лишь об основных элементах морского дна, а на 51% имеется лишь предположительная информация.

“По итогам конференции мы подготовили протокол. Хотя в ходе обсуждения поняли, что он требует еще местного осмысления на уровне руководства, командования.

Мы не против, пусть и министерства иностранных дел посмотрят, и географические службы. Поэтому не ставим сегодня задачу что-то подписать.

Сам документ, я думаю, все равно будет подписан. Но мы здесь все адекватные люди.

Понимая важность совместной работы, на уровне устных договоренностей мы фактически уже начали это сотрудничество, обмен теми данными, которые согласования не требуют”, – рассказал собеседник агентства. По его словам, для этой работы не потребуется формировать новых структур, координацию обмена данными между государствами будет осуществлять гидрографическая служба Каспийской флотилии, которая располагается в Астрахани и имеет подразделение в Махачкале.

“Пока единственным препятствием для реализации наших предложений является неопределенность позиции Исламской республики Иран. Мы знаем, что они были тоже очень заинтересованы такой формой сотрудничества, но по каким-то причинам не смогли сегодня прибыть на конференцию.

Поэтому мы высказали предложение – в следующий раз собраться на территории, удобной в первую очередь этой стране. О результатах сегодняшней встречи мы их все равно проинформируем и предложим вступить в “клуб”, – сказал глава управления.

Он особо отметил, что новая форма взаимодействия никаким образом не связана с политической деятельностью стран. “Подчеркну еще раз: наша деятельность абсолютно не имеет никакой связи с режимами, личностями, взглядами государств.

Наша цель – это исключительно безопасность мореплавания в этой зоне”, – заключил Шеметов..