Бренда Шаффер: Азербайджан и Израиль имеют общую потенциальную угрозу безопасности со стороны Ирана

Израиль и Азербайджан могут показаться странной парой – но их интересы и опасения сбалансированы.

Как сообщает AZE.az, Бренда Шаффер, профессор политологии в Университете Хайфы в Израиле, которая является приглашенным исследователем в Джорджтаунском университете, в издании The Kansas City Star, опубликовала статью о том, являются ли шиитский Азербайджан и Израиль друзьями.

«Министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров нанес визит в Израиль на прошлой неделе – первый визит на высоком уровне из этого государства, большинств населения которого является шиитами. Азербайджан и Израиль имеют общую стратегическую ориентацию на Соединенные Штаты, и обе страны имеют потенциальную угрозу безопасности со стороны Ирана.

Азербайджанская Республика расположена на Кавказе и граничит с Россией, Турцией и Ираном. Треть населения в соседнем Иране состоит из этнических азербайджанцев. Азербайджан является не входящим в ОПЕК экспортером нефти и развивается на основе экспортных поставок природного газа на рынки в Европе. В то время как население Азербайджана в первую очередь это мусульмане-шииты, власти страны соблюдают строгое разделение религии и государства», – пишет автор.

«Израиль является одним из ведущих торговых партнеров Азербайджана, эта страна является ведущим поставщиком Израиля нефти. Кроме того, сотрудничество между Израилем и Азербайджаном в области вооружений усилилась в последние годы. Общая озабоченность по поводу опасности, исходящей из Ирана, – один факторов в их сотрудничестве.

С тех пор, как Азербайджан обрел независимость в 1991 году, Иран работает на подрыв его безопасности. Иран является страной многонациональной и опасается, что процветающий Азербайджан может стать привлекательным для иранского азербайджанского меньшинства. В рамках своей политики, чтобы подорвать Азербайджан, Иран поддерживает Армению в ее конфликте с Азербайджаном, несмотря на самопровозглашенную солидарность Тегерана с мусульманами (Армения является преимущественно христианской).

Тегеран утверждает, что его действия против Азербайджана – это ответ на тесные связи между Азербайджаном и Израилем. Это утверждение не вызывает доверия, так как иранской активности в отношении Баку предшествовали тесные связи между Азербайджаном и Израилем почти в течение двух десятилетий», – пишет Шаффер.

«Инициаторами обновления в отношениях между Азербайджаном и Израилем можно считать Россию и Иран, которые активизировали свои усилия по дестабилизации ситуации в Азербайджане с целью замены прозападного правительства Ильхама Алиева на правительство, доброжелательное им.

В период после русско-грузинской войны летом 2008 года, и недавнее избрание нового премьер-министра в Республике Грузия, который имеет тесные связи с руководством России, Азербайджан остается единственным государством в Каспийском регионе с западной ориентацией. Таким образом, очевидной целью для России и Ирана стала попытка восстановить свое влияние в этом стратегически главном регионе», – подчеркивает автор.

По ее словам, визит министра иностранных дел Азербайджана в Израиль и активизация азербайджано-израильского сотрудничества также имеет последствия для ряда внешнеполитических приоритетов США.

«Во-первых, этот визит иллюстрирует разнообразие ориентации и политики населенных мусульманами государств. Многие не обладают враждебностью по отношению к Израилю или Западу. Соединенные Штаты не должны сотрудничать с этими государствами обязательно через призму мусульманского вопроса, а видеть разнообразие политических сообществ.

Во-вторых, в своих попытках предотвратить появление у Ирана ядерного оружия, Вашингтону следует иметь в виду, что Иран граничит с Южно-Кавказским регионом в дополнение к Ближнему Востоку. Таким образом, сотрудничество с Азербайджаном в регионе имеет решающее значение для успеха применения режима санкций.

В-третьих, Иран как многонациональная страна сама по себе является очень уязвимой для внутреннего разделения. СМИ и американские политики должны обратить внимание на этнические разногласия, чтобы понять потенциальные источники нестабильности для нынешнего режима в Иране.

В последние годы, как часть общего недовольства населения против режима в Тегеране, азербайджанские и другие этнические группы стали активнее по требованию автономий. В населенных белуджи, курдами и арабами районах Ирана достаточно часто происходят нападения на иранские вооруженные силы и правительственные здания. Даже футбольные матчи в Иране стали частой ареной межнациональных столкновений», – отмечает эксперт.

«Наконец, политика Ирана в отношении Азербайджана является хорошей иллюстрацией разрыва между идеологическими заявлениями Тегерана и его фактическими реальными действиями. Несмотря на общую шиитскую идентичность с Азербайджаном, Тегеран пытается подорвать безопасность Азербайджана и сотрудничает в области безопасности с Арменией, хотя Армения оккупировала мусульманские земли и превратила почти миллион азербайджанцев в шиитских беженцев.

Израиль и Азербайджан могут показаться странной парой – но их интересы и опасения сбалансированы. Вашингтону было бы целесообразно принять это к сведению и поддержать это разумное партнерство», – констатирует Шаффер.