Фарид Мамедов зовет Дину Гарипову в Баку «искупаться в народной любви».
Расцеловавшись и «напоздравившись» в первую очередь с победительницей Эммели де Форест и, конечно, с нашей чудной Диной Гариповой по случаю ее выступления на твердую «пятерку», «ЗД» не могла покинуть Мальмё без отдельного реверанса Фариду Мамедову, взвалив на себя некоторым образом «дипломатическую» миссию. Ведь Азербайджан стал победителем «Евровидения» именно в глазах России, получив от нас высшие 12 баллов, передает AZE.az.
Впрочем, чувственный, харизматичный и спортивный певец стал лучшим на конкурсе не только для России. Десять стран, что на две больше, чем даже у победительницы-датчанки, поставили ему высший балл. Уже это было сенсацией!
НУЛЕВОЙ ОТСЧЕТ
День победы вышел, однако, со слезами на глазах. Несмотря на «дипломатическую» миссию, дипломатично обойти факт удивительного «нуля» от Азербайджана России ну никак не получалось. Даже ехидный ноль от России Белоруссии и злобненький кол Украине выглядели гораздо понятнее, но это — фантастической несусветностью. Фарид и Дина, познакомившись в Мальмё, наговорили ведь друг другу массу комплиментов и похвал. Восточный парень, разумеется, особенно отметил, что «девушка в общении скромная и приятная», повторив на все телекамеры и во все микрофоны то, с чем было согласно все «Евровидение: «Дина очень талантлива, с сильным ярким голосом, у нее отличная песня с очень хорошим, правильным мессиджем». От души желал ей удачи.
К счастью, взаимную неловкость, омрачавшую радость поздравительных рулад, отчасти развеяли громы и молнии, раздавшиеся с заоблачных вершин, — о туманных пропажах и грядущих поисках с собаками и свечками якобы «исчезнувших» голосов. Пока сильные евромира сего разбираются в своих музыкально-политических интригах, в чувствах Фарида сомневаться не приходилось.
— Дина очень достойно выступила на «Евровидении», — сказал он с такой теплотой, что у тех, кто (и если) «украл голоса», могла начаться икота. — Я уверен, что теперь у нее впереди отличная артистическая карьера. А касательно всей этой неразберихи с голосами, то я приглашаю Дину приехать в мой родной Баку, где она лично сможет убедиться в любви азербайджанцев как к ней, так и к ее конкурсной песне «What If», которую полюбил весь Азербайджан…
Вдогонку подумалось, что любить и голосовать — это, в общем-то, не всегда и не обязательно одно и то же. Вот Бонни Тайлер (ставшая уже хрестоматийным жупелом «Евросонга» на все случаи) — как, однако, били челом, клянясь в беззаветной любви к ней иные телеведущие, словно извинялись за нули в результатах голосования от своих стран. В общем, и с Фаридом мы сошлись на том, что бесконечно прав и мудр наставник Александр Градский, заявивший по итогам конкурса, что «Дина — певица стратегическая, а не тактическая». И перешли к стратегии самого Фарида, чей успех снова вызвал на «Евровидении» волну разговоров об особенном музыкальном «азербайджанском рецепте», благодаря которому эта страна и ее исполнители каждый год держат «Евровидение» в нешуточном напряжении. Вот и в этот раз в Мальмё уверенность в победе, задолго предсказанной букмекерами датчанке Эммели, ближе к финалу все больше обрастала смутными сомнениями: а не стоит ли на следующий год вновь запасаться купальными тапочками на бакинские пляжи?
ГРЕКО-КИРКОРОВСКИЙ ПЫХ
Греко-римская борьба и бразильская капоэйра закалили характер и волю певца Мамедова. «Мой дедушка всегда говорил, что только тяжелый труд и самоотверженность могут привести к успеху. Его слова прозвучали эхом в моей голове, как только объявили результаты голосования, — признался 21-летний Фарид. — Выступить на «Евровидении» было моей мечтой с тех пор, как Азербайджан стал участвовать в конкурсе в 2008 году. Я с детства работал над собой, чтобы подготовиться к этой поездке и достойно выступить, показать максимум из того, на что способен».
«Работа с детства» началась в 8 лет с пения «I Just Called…» Стиви Уандера, постижения основ музыки соул и национальной вокальной школы пения — мугам. Родители только поддерживали стремление сына заниматься и музыкой, и спортом.
В 2008-м в Белграде, год вхождения Азербайджана в «Евровидение», победил как раз Дима Билан, теперь вершины песенного евроолимпа штурмовал «азербайджанский Билан» (по другим оценкам — «азербайджанский Иглесиас», но нам ближе Билан…). Юный, напористый, харизматичный, с блеском и чертовщинкой в глазах, лиричный и спортивный. Билан, помимо прочего, запомнился на «Евросонгах» фирменным прыжком. Фарид, помимо прочего, развлекал журналистов на пресс-конференциях настоящими сальто, срывая овации не меньшие, чем конкурсным номером. Роднят их и общие греческие корни творческого происхождения. Номер с «ящиком» для трогательно-чувственного хита «Hold Me» поставил грек-режиссер Фокас Евангелинос, придумавший и Билану знаменитый рояль с привидением на фоне не менее чувственного и трогательного хита «Never Let You Go». И Билан в свой первый раз (в Афинах в 2006-м), и теперь Фарид пришли к финалу вторыми. И еще отовсюду торчат уши Филиппа Киркорова — Фокас и Димитрос Контопулос, автор песни, близкие друзья нашего поп-короля и соратники по всем его блистательным евровидийным авантюрам. Теперь у Фарида танцевал в прозрачном ящике самый культовый из киркоровских танцоров — Александр Кузьменко по прозвищу Пых.
Шутка о греко-киркоровской «борьбе» развеселила Фарида. «Это чистая случайность, — уверял он. — Я участвовал в Баку в международном телевизионном шоу «Большая сцена», где можно было выбирать себе песню. Из четырех на выбор мне понравилась «Hold Me», и только потом я узнал, что ее автор Димитрос». Ну а дальше понеслось. Фокас, увидев запись, был впечатлен «органикой артиста и музыки», в его воображении «сразу родился номер для «Евровидения», он похвастался «уникальной находкой» френду Филиппу, а тот, конечно, не смог остаться равнодушным. Поделился «реквизитом» и с горящим глазом в гостях у Урганта призывал Россию голосовать за Азербайджан. Все срослось в беспроигрышную конструкцию, давно проверенную временем.
«ЛУЧШИЙ ИЗ МУЖЧИН» ВМЕСТО ГЕЙ-ИКОНЫ
С горящим, как и у Киркорова, глазом глядело на Фарида в Мальмё и все ЛГБТ-сообщество, чей «патронажный» статус на «Евровидении» был официально закреплен в этом году решением властей Мальмё. «Затейливый» номер с танцами в стеклянном кубе был разложен по косточкам и подтекстам, которые, кажется, даже сам многоопытный режиссер Евангелинос в него не вкладывал. А может, и вкладывал, но хитро и умело маскировал. На кубе — певец, внутри куба — киркоровский танцор Саша Пых в роли «альтер-эго» лирического героя, зеркально повторяющий движения певца… «Ну как не символ двух любящих душ, стремящихся друг к другу сквозь преграды и фобии? — экзальтированно комментировали картинку воздушные еврофэны. — Как не символ коварной разлучницы-судьбы эта кроваво-красная дамочка с позвоночником хищной рептилии?» В официальной версии «дамочка» символизировала именно Любовь, к которой стремился лирический герой.
Но «восходящей гей-иконой», несмотря на статус ивента, Фарида Мамедова на «Евровидении» назвать все-таки не решились, политкорректно понимая некоторую неуместность определения по отношению к певцу из Азербайджана, страны хоть и светской, но с восточной спецификой. «Обошлись» (как сообщал «МК» в одном из репортажей) только Диной Гариповой, не считая, конечно, давно признанных в «иконостасе» — голландской рок-андеграундной примы Анук и рок-пенсионерки Бонни Тайлер. На фоне широких разночтений постановки, выразительной внешности, фотогеничности и спортивности Фарид стал в итоге нейтральной, но более весомой «иконой» конкурса — «Мужской топ-моделью «Евровидения» (Eurovision Male Top Model), которого выбирали всей «евродеревней» на специальном голосовании.
Пока у публики горел глаз, пресса источала комплименты. «Немецкая Волна» констатировала «удачный выстрел в десятку с песней, которая у всех на слуху», сдержанная и деловая «The Wall Street Journal» признавала: «пожалуй, что визуально это самый сильный номер конкурса». «Он красив, прекрасно поет и просто удивительно обаятелен», — подытожила восторги по всем «фронтам» и форматам матерая Бонни Тайлер.
За считаные минуты до финала пул телекомментаторов из 39 стран-участниц собственным голосованием объявил Фарида Мамедова «Лучшим артистом конкурса», присудив ему традиционную престижную награду Marcel Bezencon Awards имени основателя «Евровидения». Второе формальное место певца, с учетом сопутствующих «слонов», уже начинало перевешивать победу «босоногой хуторянки» Эммели из Дании. Поэтому, наверное, «азербайджанский Билан» сдержанно отреагировал на вопрос: не думает ли он повторить путь коллеги и еще раз съездить на «Евросонг» — уже совсем за первым местом?
— Не знаю, — сказал он, — но опыт Димы вызывает уважение. Его победу на «Евровидении» я, конечно, помню, она была для меня хорошим примером, так же, как и победа нашего дуэта Элла и Никки в позапрошлом году. Я учился и на их примерах…
* * *
Тем временем, пока Дина Гарипова собирается в Баку «убеждаться в любви азербайджанцев», сам Фарид хочет лично «поблагодарить Россию за высшую оценку» его выступления на «Евровидении» — и не только через «МК». Возможно, он выступит на скорой церемонии «Муз-ТВ» в «Олимпийском» и надеется, что к этому времени сможет показать русскую версию еврохита «Hold Me», который, наряду с датской «Only Teardrops», «You» шведа Робина и «Glorious» немецкой «Каскады», вошел в список самых ротируемых на континенте песен нынешнего «Евровидения».