Западные санкции против ИРИ заставляют Иран быть более настойчивым в достижении своих целей в отношении Азербайджана.
Несмотря на безвизовый режим для граждан Азербайджана в Иране, а также динамическую торговлю между странами и взаимную границу, а также общие интересы по некоторым направлениям, Иран и Азербайджан, похоже, не способны быть вместе. Как передает AZE.az, об этом пишет издание JTW.
Успешно развивающиеся азербайджано-израильские отношения, сотрудничество Азербайджана с Западом, и то, что Азербайджан является более светским, нежели Исламская Республика Иран, государством, лежат в основе напряженности между странами. Но, пожалуй, истинный корень проблемы лежит в географическом положении стран, считает издание.
Во многих случаях общая религия, история, язык могут помочь двум государствам в создании дипломатических отношений. Азербайджан и Иран пользовались такими культурными связями, чтобы наладить более тесные связи с другими государствами. Но когда дело доходит до азербайджано-иранских связей, общее наследие становится проблемой.
Будучи государством, недавно получившим независимость, Азербайджан оказался в сфере интересов трех мировых держав, который стремятся видеть его в сфере своего влияния. Чуть менее трети населения Ирана азербайджанского происхождения, напоминает издание.
Исламская Республика Иран, являясь религиозной, фундаменталистской страной, видит угрозу в Азербайджане и считает, что эта независимая республика входит в его законную сферу влияния. А, следовательно, полагает, что у него больше прав на Азербайджан, чем у других государств мира.
В конце 2012 года на слушаниях перед Палатой представителей США в Комитете по иностранным делам, эксперты показали, что для того, чтобы сохранить свою территориальную целостность, Иран предпринимал меры, направленные на дестабилизацию ситуации, давление на собственные меньшинства, в надежде, что такие действия предотвратят эмиграцию или пресекут формирование сепаратистских групп. Считается, что Иран поддерживает Армению в ее стремлении установить контроль над Нагорным Карабахом в надежде на достижение превосходства над Азербайджаном.
География является не единственным усложняющим отношения Азербайджана и Ирана фактором. Западные санкции против Ирана вынудили Тегеран обратиться к международному преступному миру для получения доходов.
В последние годы силы правопорядка в Азербайджане задержали иранцев, занимающихся незаконным оборотом наркотиков и находящихся в сговоре с террористическими организациями. Афганский героин теперь не только проходит через Центральную Азию и Россию в Европу, но и через Иран и Кавказ.
Западные санкции против Ирана заставляют Иран быть более настойчивым в достижении своих целей в отношении Азербайджана. Так, например, Иран требует либерализации визового режима с Азербайджаном наравне с Турцией.
Географические условия, культурные особенности и экономическое отчаяние со стороны Ирана нанесли большой вред азербайджано-иранским связям.
Анализируя последние действия Ирана по отношению к Азербайджану, издание пишет, что Иран расценивает отношения с Азербайджанской Республикой как не подлежащие ремонту.
В 2012 году трое мужчин были обвинены в намерении напасть на еврейскую школу в Баку. В результате расследования стало известно, что оружие для этого они получили от иранских офицеров разведки. В последние месяцы Минсвязи Азербайджана обвинило Иран в последних кибератаках против страны. Были арестованы 22 человека, которые получили масштабную развед-подготовку в Иране и находились в сговоре с целью нападения на посольства США и Израиля.
Все вышеперечисленное произошло за короткий срок, что показывает, что Иран больше не намерен прилагать усилия для дальнейшего развития плодотворных отношений с Азербайджаном. Возможно, точка невозврата уже пройдена, считает издание.
Можно было бы утверждать, что Тегеран всегда был несколько «антиазербайджанским», поэтому неверно говорить, что Иран стал жестче действовать по отношению к Азербайджану, чтобы показать свое недовольство тем, как эта страна выбирает себе союзников.
В регионе проводятся переговоры по вопросам, касающимся определения статуса Каспия. Общий подход Ирана является милитаристским по отношению к своей доле на море, в то время как Россия ищет сотрудничества с другими прикаспийскими странами, такими, как Казахстан, который готовится к иранскому удару по Западной нефтяной платформе в своих водах в случае вооруженного конфликта между Западом и Ираном. Азербайджан и Туркменистан также открыты для переговоров, отмечает издание.
Не похоже, что азербайджано-иранские отношения будут меняться, пишет издание. Плохо для двусторонних отношений, что Запад ужесточает санкции, а сами страны сохраняют напряженность в отношениях, что придает конфликту затяжной характер.
Однако, возможно, что президентские выборы в Иране изменят отношения Баку и Тегерана. Даже если большие перемены не произойдут, новое правительство Тегерана получит возможность создать новое будущее для азербайджано-иранских отношений.
