Аналитик: Иран устремляет взор на север

США сосредоточили свое внимание на деятельности Ирана, осуществляемой этой страной на западе и востоке. Тегеран поддерживает Башара Асада в Сирии, «Хизбаллу» в Ливане, угрожает экспорту нефти в Персидском заливе и грозит Израилю уничтожением, пишет эксперт Александр Петерсен.

Как передает AZE.az, эксперт, политолог, автор книги «Мировой остров: евразийская геополитика и судьба Запада» Александр Петерсен пишет в своей статье в Washington Times, что США следят за деятельностью Ирана на западе и востоке. Иран стремится укрепить свое влияние в Афганистане, в то время как США и NATO готовятся к уходу из этой страны. Тегеран поддерживает Башара Асада в Сирии, «Хизбаллу» в Ливане, угрожает экспорту нефти в Персидском заливе и грозит Израилю уничтожением.

«Тем не менее, мы склонны игнорировать действия Ирана на севере, хотя это – особенно в Каспийском регионе – активный театр для амбиций Тегерана», – пишет эксперт.

Подобная позиция США некоторым образом наносит ущерб самой Америке. По словам автора, официальный Тегеран в течение последних месяцев неуклонно интересуется проблемами Каспийского региона, статуса Каспия. Новый президент Ирана Хасан Роухани считается более умеренным, чем его предшественник, но с момента избрания Роухани Иран продолжает свои действия на севере.

В конце июня иранские военные корабли осуществили рейд через Каспийское море в российский порт Астрахань. Миссия кораблей заключалась в координации планов в отношении крупных совместных военно-морских учений. Это примечательно, потому что мало того, что Каспий является центром добычи нефти, которая экспортируется на западные рынки, но и ключевым транзитным центром для вывода американских войск и сил NATO из Афганистана.

Суда с американской военной техникой регулярно отплывают из порта Казахстана в Актау на восточном берегу – к столице Азербайджана, Баку, на Западе Каспия. Совместные русско-иранские военно-морские учения могут нарушить энергетическую и транзитную деятельность на Каспии.

«Это уже не в первый раз, – пишет Петерсен. – Иранские военные корабли в прошлом угрожали напасть на азербайджанские нефтяные месторождения. Вопрос статуса Каспия так и не решен между прикаспийскими странами. В то время как большинство стран на берегах Каспия пришли к двусторонней договоренности, Иран отказывается сотрудничать с любым из своих соседей – кроме случаев, когда консолидируется с Россией».

По словам автора, «Иран также пытается участвовать в урегулировании самого затяжного конфликта в регионе: нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. Хотя он поддерживал пророссийскую Армению в 1990-х годах против светского, прозападного Азербайджана, сейчас некоторые иранские священнослужители пытаются представить конфликт как войну против ислама. Недавно они встречались с этническими иранскими азербайджанцами, которые стремятся к освобождению Карабаха».

С другой стороны, Тегеран взращивает проиранские группы и экстремистских священнослужителей в самом Азербайджане, подчеркивает Петерсен. По его словам, Иран мобилизует хакеров на атаки под знаменем иранской армии Cyber. Эти мероприятия особенно усилились в преддверии предстоящих в октябре президентских выборов в Азербайджане.

В начале этого года иранские законодатели по вопросам безопасности и внешней политики в парламенте озвучили ряд заявлений, требуя присоединения 17 городов Азербайджана, в том числе столицы – Баку. Они подготовили законопроект, который внесет изменения в договор 1828 года о демаркации северной границы Ирана. Их цель – создание «большого Ирана», который может включить территорию от Турции до Центральной Азии.

Такого рода действия Ирана способствовали сближению Азербайджана и Израиля. Эти страны имеют совместное предприятие по производству беспилотных летательных аппаратов, активно сотрудничают военно-промышленной сфере. Руководство Ирана регулярно упоминает основной нефтепровод, по которому идет азербайджанская нефть от Каспийского до Средиземного морей в качестве главной цели в случае конфликта с Западом, напоминает автор статьи.

«Если подобное столкновение произойдет, американским политикам подобает быть более осведомленными о северной агрессивной региональной политике Ирана. Даже без опасности крупного конфликта, политика США в отношении Ирана должна отражать угрозы Тегерана, учитывая интересы Америки в Каспийском море, а также интересы региональных партнеров, таких, как Азербайджан», – пишет Александр Петерсен.