Российский политолог: желание Армении усидеть на двух стульях вполне понятно

По мнению российского политолога, согласие Армении на вступление в Таможенный союз можно охарактеризовать как возвращение к существующей реальности.

Как сообщает AZE.az, согласие Армении на вступление в Таможенный союз – это не результат давления России, а скорее возвращение к реальности. Об этом “Эхо” заявил российский политолог, кавказовед, глава аналитического центра Alte et Certe Андрей Епифанцев.

“Желание Армении усидеть на двух стульях вполне понятно, но дело в том, что мир многополярен и существуют два центра притяжения – ЕС и Москва, и Евразийский союз в целом, – говорит Андрей Епифанцев, – И вопрос в том, что зависимость Армении от России крайне велика. Это экономическая, причем далеко не всегда осознаваемая в самой Армении на бытовом уровне, так и военная зависимость. Россия с Арменией стратегические партнеры, и у Армении есть огромное количество преференций. Достаточно взять цены на газ, в то время как Украина платит 450 долларов за тысячу кубометров, Армения платит 250. По сути это неформальное спонсирование армянской экономики.

Сейчас армянская экономика находится в очень нехорошем положении, и ни для кого это не секрет. Если повышение цен на маршрутное такси на 50 %, способно вывести людей на улицы, что мы видели в Армении два месяца назад, то что было бы, если бы Россия подняла цены на газ до среднемировых. Это сразу разрушило бы армянскую экономику”.

Как отмечает политолог, если Армения становится ассоциативным членом ЕС, она по сути делает крен в сторону Запада – конкурента России. “Тогда у России просто исчезают причины для предоставления преференций Армении. Никто не говорит, что надо полностью закрыться, но для многих преференций больше нет причин. Россия не спонсирует экономику стран-членов ЕС. Россия не предоставляет бесплатное оружие на миллиарды долларов своим конкурентам.

У России нет обязательств защищать государство, которое является ассоциативным членом своего конкурента. Это относится не только к России, а ко всем странам мира. Следующими шагами, которые были бы, если бы Армения подписала ассоциативное членство, стало бы то, что Россия начала понижать градус своих отношений с Арменией. И тогда в первую очередь стал бы вопрос безопасности. Условно говоря, если Россия снимает обязательства безопасности Армении, то есть либо выводит базу, либо оставляет на коммерческой основе, но уже без обязательства защиты Армении, и больше не поставляет бесплатное оружие, тогда это может привести к новой войне в Нагорном Карабахе.

И вот этот аргумент перевешивает все остальные аргументы. Аналога России, которая могла бы делать то же самое, в мире просто не существует. НАТО аналогом не может стать, потому что в НАТО Турция. И НАТО стоит на позиции территориальной целостности Азербайджана”.

“Возьмем ту же самую экономику. Армянские политологи говорили, что ЕС предоставит грант в 1,5 млрд. долларов. Если представить, сколько денег переводят армянские мигранты из России, то мы видим, что получается та же самая величина, но ежегодно. Кроме того, западные кредиты надо возвращать, а это деньги, которые идут прямиком в бюджет Армении. Так что, в этом отношении ценность России выше ценности ЕС. Думаю, здесь произошла определенная ошибка, Армения принимала решение относительно Восточного партнерства, около четырех лет пыталась подписать это соглашение, исходя из некоторых неверных предпосылок, что Россия не будет противодействовать этому.

Была такая фраза, что если Россия уйдет с Армении, она уйдет из Южного Кавказа. Россия отдалилась от Азербайджана, испортила отношения с Грузией, значит остается только Армения. На этот факт и уповали в Армении, и считали, что с Россией можно делать все что угодно. На самом же деле это абсолютно не первый посыл. Если Армения уходит в ассоциативное членство с ЕС, что тогда остается России на Южном Кавказе? Ничего. Только глубокие военные обязательства перед Арменией, которые уже не понятно зачем нужны. С военной точки зрения у нас появились две базы на Южном Кавказе – это Абхазия и Южная Осетия. И это был крайне неверный посыл.

Вместе с тем я не исключаю вину российского политического и экспертного сообщества. Этому посылу надо было противостоять очень давно. Но этого не делали из-за того, что у нас есть такое мнение, что раз Армения наш союзник и друг, значит, не надо поднимать острых тем, так как они могут обидеться. В результате это привело к тому, что в Армении были уверены, что одновременно возможно и ассоциативное членство с ЕС, и это не противоречит интересам России. А это невозможно, и об этом говорили и в России, и в ЕС.

И в таком положении мы подошли к самому краю, и ситуация поменялась. Сейчас расставлены все точки над “i”. Армения не поняла, что для России Евразийский союз стал важнее после прихода Владимира Путина, чем это было четыре года назад, когда Армения только начинала дорогу в направлении Восточного партнерства. И Путин пришел на свой новый срок под лозунгом “ЕврАзЭС для постсоветского пространства”. И вот теперь он для него важен. Ему через четыре года придется давать ответ: каковы результаты. И Путин, видимо, просто объяснил Саркисяну, что Армения вольна принимать любое решение, но если это Восточное партнерство, то шаги России будут такими. И вот это сняло всю перспективу Восточного партнерства.

Понятное дело, что после вступления в Таможенный союз перспектива ассоциативного членства с ЕС сразу же исчезает. Это совершенно однозначно, несмотря на риторику Армении, что диалог с Западом остается в силе. Диалог, конечно же, всегда возможен, но возможность ассоциативного членства исчезает. Причина здесь проста. Что такое интеграция либо в ЕС, либо в Таможенный союз? Есть список частей государственного суверенитета, с которым государство делится, вступая в какое-то надгосударственное пространство. Это НАТО, ЕС, Таможенный союз и так далее.

И вот эти функции одинаковы что в ЕС, что в Таможенном союзе. Передать их в Таможенный союз, а затем в ЕС просто невозможно. Другое дело, что диалог продолжится в каком-то ключе, и возможно, найдутся пути более плотного сотрудничества с Западом, и это нормально. Может быть, промежуточный вариант. Если дело вступления Армении в ТС будет откладываться в долгий ящик, и протянется на несколько лет, Армения может попытаться тянуть время, чтобы не закрывать себе возможность вступления в ассоциативные члены ЕС. Так что, здесь важно, какая работа начнется после встречи Путин-Саркисян”, – заключил Андрей Епифанцев.

Сразу после того как Армения заявила о своем намерении вступить в Таможенный союз и впоследствии участвовать в формировании Евразийского экономического союза глава МИД председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявил, что Армения уменьшила свои шансы на подписание соглашения о свободной торговле с Европейским союзом, выбрав вступление в Таможенный союз. По его словам, ЕС уважает решение президента Армении Сержа Саркисяна: “Мы уважаем выбор любой страны, однако две системы несовместимы, невозможно войти в обе организации одновременно из-за различных требований”.

В отдельном заявлении Л.Линкявичус и семь других министров северных и балтийских стран предостерегли от давления России на постсоветское пространство: “Любая экономическая угроза или политическое давление, направленные против восточных партнеров из-за их устремления в Европу и к взаимодействию с ЕС, неприемлемы”.

Напомним, ранее Армения заявила о своем намерении вступить в Таможенный союз и впоследствии участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Как передает АПА со ссылкой на “Новости Армении”, об этом говорится в совместном заявлении президентов России и Армении по итогам переговоров в Москве. Президент России Владимир Путин такое решение поддержал и выразил готовность содействовать этому процессу, говорится в сообщении Кремля.

Как заявил глава МИД Швеции Карл Бильдт, Армения, вероятно, отказывается от переговоров по соглашению о свободной торговле с ЕС и интегрируется с Россией. В ноябре 2013 года в Вильнюсе состоится саммит руководства Евросоюза и лидеров стран-участниц программы ЕС “Восточное партнерство”, в ходе которого ожидается парафирование с несколькими странами, включая Армению, соглашения об ассоциации и соглашения О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (РИА “Новости”).

Евросоюз ожидает от официального Еревана разъяснений относительно решения Армении вступить в инициированный Россией Таможенный союз (ТС), заявила вчера представитель главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. “Мы ждем разъяснений с армянской стороны, затем мы сможем оценить, какие это будет иметь последствия”, – сказала пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон Майя Косьянчич журналистам в Брюсселе.

Дипломаты и чиновники в Брюсселе потрясены неожиданным заявлением Армении о намерении вступить в Таможенный союз. Об этом заявил секретарь оппозиционной партии “Наследие” Степан Сафарян, находящийся в бельгийской столице по программе ЕС. “Уже несколько часов они не могут скрыть ни свое недоумение, ни ярость, и это ясно было видно на всех встречах. От официального Еревана ожидают разъяснений как в Еврокомиссии, так и в Европарламенте. Интересно, какую сказку они придумают на этот раз”, – написал Сафарян на своей страничке в соцсети Facebook.

Резкий поворот со стороны президента Армении Сержа Саркисяна не был свободным выбором. Об этом заявил представитель организации “Европейские друзья Армении” Майкл Камбек, комментируя решение Армении вступить в Таможенный союз с Россией, пишет European Voice. Камбек призвал ЕС “найти новые методы работы с Арменией, которая явно хочет тесно сотрудничать с ЕС, но ей, по-видимому, препятствует третья страна”.

Член Европейского парламента и председатель его комитета по иностранным делам Эльмар Брок считает, что Россия подвергла Армению шантажу, заставив ее принять решение о присоединии к Таможенному союзу. Об этом сообщает радио “Азатутюн”.

Комментируя заявление, сделанное во вторник в Москве президентом Армении Сержем Саркисяном по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным, в беседе с корреспондентом РСЕ/РС Рикардом Йозвяком Эльмар Брок сказал: “Я очень сожалею об этом. Я обсуждал это и с президентом Армении. Мы знаем, что Армения находится под невероятным давлением России из-за сложной ситуации в отношении Азербайджана и Нагорного Карабаха. Это давление существует. Такую маленькую страну, как Армения подвергли шантажу для принятия такого решения”.

Немецкий депутат Европарламента отметил с сожалением, что такое решение не предполагает дальнейшего участия Армении в соглашении об ассоциации и свободной экономической зоне с ЕС. “Мне очень жаль, потому что законно – из-за определенных условий – невозможно быть полноправным членом и Таможенного союза, и Соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом”, – сказал Брок, добавив, что в будущем отношения ЕС с Арменией будут “как с каждой страной, но они не будут отношениями с европейской перспективой”.

Депутат НС Армении от фракции “Армянский национальный конгресс” (АНК) Грант Багратян утверждает, что вопрос выбора Таможенный союз или Соглашение об ассоциации должен быть решен посредством референдума (tert.am). На своей страничке в социальной сети Facebook он написал следующее: “Я нахожусь в Крынице, Польша, где участвую в работах экономического форума. В данный момент полу

чаю сотни вопросов от европейцев и многочисленные звонки из Армении в связи со вступлением нашей страны в Таможенный союз. Здесь и армяне (А. Мкртчян и другие) просят разъяснений. До своего возвращения армянским журналистам отвечаю в общем порядке. На президентских выборах сего года я был единственным, кто призывал к этому подходу. Не решайте эти вопросы единолично. Есть народ. Как проголосует – так и будет. Иначе будет либо плохо, либо опозоримся”.

3 сентября в новейшей истории Армении пополнит список знаменательных дат, но обозначенных не красным, а черным цветом, пишет армянский аналитик Муса Микаелян в своей статье на сайте “Первого информационного”. “Этот день запомнится как день политической бесхребетности, вследствие которой нанесен сильнейший удар по армянской государственности.

Когда люди месяцы напролет давали клятвы верности процессу Ассоциации с Европейским союзом, но вдруг объявляют о диаметрально противоположном решении. Противоположном, поскольку из высших инстанций Европейского союза четко сигнализировали Армении, что в вопросах ассоциации с ЕС или Таможенным союзом “И-И” быть не может, необходимо сделать выбор между тем или другим. И Армения этот выбор сделала, хотя несколько месяцев до этого заверяла в абсолютно противоположных намерениях.

Трудно представить, что после всего этого в какой-либо международной инстанции к Армении отнесутся серьезно и будут рассматривать ее в качестве партнера в том или ином политическом развитии в международных отношениях. Сказать, что Армения в мире имела большой авторитет и высокую политическую репутацию, с серьезным выражением лица могли бы, наверное, только Серж Саркисян и Эдвард Налбандян, и с этой точки зрения, конечно, говорить о потере авторитета и репутации не так уж и правильно”.

Между тем, слушания в Национальном собрании Армении по соглашению об ассоциации с Евросоюзом не состоятся, сообщает армянская газета “Айкакан жаманак” (“Армянское время”). По сведениям издания, в Национальном собрании Армении готовились в скором будущем инициировать проведение слушаний по соглашению об ассоциации с ЕС и составляющему его часть соглашению о создании зоны свободной торговли (РИА “Новости”).

Однако накануне газете стало известно, что намерение провести слушания сошло на нет. “После состоявшейся в Москве встречи президентов Армении и РФ Сержа Саркисяна и Владимира Путина и заявления касательно намерения Армении вступить в Таможенный союз, депутаты считают бессмысленным проведение слушаний по соглашению об ассоциации”, – пишет “Айкакан жаманак”.