Военный эксперт: в Азербайджане с каждым годом увеличивается число призывников

Отечественный эксперт считает, что только после принятия соответствующего закона можно обратить внимание на опыт России по привлечению к альтернативной службе.

Как сообщает AZE.az, независимый военный эксперт Узеир Джафаров заявил в интервью “Эхо”, что “сегодня в Азербайджане нет проблемы с призывниками. Слава Богу, демографический вопрос у нас идет по нарастающей. То есть каждый год увеличивается количество граждан Азербайджана и, соответственно, призывников. К тому же, у нас не принят закон “Об альтернативной службе”. Когда его примут, тогда можно будет сказать, что тех молодых ребят, которые не желают брать в руки оружие по разным причинам, будем отправлять для прохождения альтернативной службы в ведение Минздрава, или Соцобеспечения, либо в те же силовые структуры, то есть Минобороны, Госпогранслужбы, МЧС и так далее”.

Он напомнил о том, что Россия испытывает демографические проблемы, “поэтому они хотят выйти из этого положения таким образом”.

Между тем в соседней России негодных к строевой службе предлагают привлекать на предприятия оборонно-промышленного комплекса, а в вузах возродить военные кафедры (izvestia.ru). Президент ассоциации “Лига содействия оборонным предприятиям”, зампред комитета Госдумы по промышленности депутат Владимир Гутенев совместно с Российским союзом ректоров и Российским студенческим союзом подготовили обращение к президенту России. Две основные идеи документа: обязать граждан проходить альтернативную службу на предприятиях ОПК; в вузах воссоздать военные кафедры и ввести новую двухступенчатую методику подготовки студентов на этих кафедрах.

Законодатель предлагает обязать всех граждан России проходить службу в сфере обороны и безопасности вне зависимости от состояния здоровья и идейных, религиозных, политических и других убеждений, за исключением лиц с группой инвалидности без права работы. При этом Гутенев отметил, что выбор альтернативной службы не должен быть массовым, и это не попытка перевернуть пирамиду всеобщего призыва. Депутат пояснил “Известиям”, что это попытка воссоздать социальную справедливость по отношению к тем, кто пошел служить в армию. “Основная масса, которая якобы по состоянию здоровья не может служить, – это очень условно. Здесь мы стараемся закрыть лазейку в виде бесконечно предоставляемых рассрочек по состоянию здоровья, когда родители за счет административных или коррупционных возможностей оберегают своих детей от службы”.

По мнению Владимира Гутенева, такие люди должны проходить альтернативную службу в течение года, как и в армии. Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России, считает, что эту идею никто не поддержит, потому что ни государству, ни больным призывникам такая служба не нужна.

“Критерии по здоровью к альтернативной службе ровно такие же, как при призыве на военную службу. Альтернативщиков сейчас в стране 700-800, и в основном это “Свидетели Иеговы”. А как людей больных собираются отправлять на работу? Когда любое предприятие перед приемом на работу проводит медкомиссию, зачем им нужны больные люди, которым придется еще и платить, и отвечать за их здоровье”. При этом упоминается о том, что альтернативная служба в России не пользуется популярностью у призывников. За последние 10 лет только 7 тыс. решили пройти альтернативную службу, при этом, по данным Минобороны, уклонистов сейчас около 250 тыс.

Относительно идеи возродить военные кафедры, по словам генсекретаря Российского союза ректоров Ольги Кашириной, военные кафедры должны профориентировать студенчество в интересах армии, ведь рынок ОПК очень привлекателен для молодых специалистов. ” При этом есть парадоксальные, на мой взгляд, примеры, когда не инженерные, а гуманитарные вузы осуществляют подготовку специалистов в области боевого применения мотострелковых соединений, эксплуатации инженерно-технических средств охраны и защиты объектов, а также комплексов баллистических стратегических ракет наземного базирования”, – отметила Каширина. Владимир Гутенев рассказал “Известиям”, что государство заинтересовано в том, чтобы молодые люди не просто отслужили в армии, занимаясь боевой подготовкой на плацу, а в качестве специалистов, сержантов или офицеров во время прохождения службы овладевали навыками работы со сложной техникой.

Также в связи с переходом российских вузов на Болонскую систему образования – бакалавриат и магистратура – возникла необходимость модернизировать образовательные программы военных кафедр. Инициаторы предлагают, чтобы в рамках бакалавриата молодые люди в течение двух лет обучались на военной кафедре, а по окончании, пройдя военные сборы в течение месяца, получили бы звание сержанта запаса. После учебы ребята могут пойти в армию, но уже на условиях контракта. При поступлении же в магистратуру студенты продолжают обучение на военной кафедре в течение еще одного года и после прохождения двухмесячных военных сборов получают звание офицера запаса.

В свою очередь, как считает У.Джафаров только после принятия закона, касающегося альтернативной службы, и в Азербайджане также станет возможным привлечь молодых людей для работы на оборонных предприятиях, взамен службы в армии. “Почему бы и нет? Государство сэкономит определенные средства. К тому же лица, которые там будут работать, могут также заявить, что и они прошли службу. Однако пока еще нет данного закона, и международные структуры ставят это нам в упрек”, – продолжил военспец.

При этом он отметил, что ранее в Азербайджане были приняты поправки, согласно которым чуть ли не ежегодно призывники, которые были признаны негодными к строевой службе, должны будут проходить медицинское освидетельствование. Хотя ранее это происходило раз в три года. “Это создает некоторые проблемы для самих медучреждений, и соответствующих госслужб”, – добавил он, упомянув о том, что наряду с этим он усматривает элементы выгоды некоторых чиновников.

По его словам, за один год человек не может восстановить здоровье. “И если этого не произошло, в случае его призыва в ряды армии, у гражданина могут возникнуть проблемы, которые могут обернуться трагическими последствиями. И кто будет за это отвечать?” – подчеркнул У.Джафаров.

Отметим, что ранее депутат Милли меджлиса, член парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности Айдын Мирзазаде в интервью “Эхо” заявил “Считаю, что Азербайджан должен принять закон “Об альтернативной службе”. Да, это новшество для азербайджанского общества. Находясь в состоянии войны, Азербайджан очень долго изучал этот вопрос и непосредственно его реализацию. Думаю, что пришло время его принять, и принять в соответствии с мировыми стандартами. Но туда надо включить один пункт, который конкретно указывал бы, что закон приостанавливает действие во время военных действий. То есть он может действовать в мирное время. Таким образом, никакого нарушения европейской практики мы не совершим”.