Почему подняли цены на бензин?

Как сообщает AZE.az, Ибрагим Ахмедов является Заместителем Директора Представительства SOCAR в Германии. В его обязанности входит работа с общественностью, установление и поддержание отношений с бизнес-партнерами, а также анализ внешней среды. Ибрагим занял данную позицию в сентябре 2013, будучи до этого Главным Менеджером АЗПРОМО в Германии. Ранее он проводил исследование и работал над докторской диссертацией на Факультете Экономических и Социальных Наук Кельнского Университета.

Статья опубликована в авторской редакции и отражает личную точку зрения автора, а не официальную позицию компании.

Дух нашего времени “оставляет желать лучшего”. В прямом смысле. Ведь духом эпохи, в которую мы живем, является критика, а основой критики является именно желание к лучшему. Троекратный рост экономики в Азербайджане за последнюю декаду прочно втянул страну в глобализированный мир, в транснациональные сети организаций, общностей, идентичностей. Общество усердно ингалируется духом времени из глобальных медиа и еще усерднее выдыхает его, да вот только невпопад. Результат: состояние критики у нас критичное. Общественный дискурс оставляет желать лучшего. Одни критикуют все что можно, другие критикуют все что нельзя. Теперь же все дружно критикуют поднятие цен на топливо. Ясное дело – поднятие цен не может прийтись по душе потребителю. И вот – в мгновение ока вихрь народного негодования уже проложил дорогу хроническим конспирологам с готовыми теориями о заговоре правительства против народа. Виновника определили с легкостью, которой позавидовала бы инквизиция – это SOCAR. Почему SOCAR, а не BP и не Лукойл? Очевидно: Потому что азербайджанская компания, а азербайджанское по определению не может быть хорошим.

“Все хорошее идет с Запада, а зло идет от нас.” – эта идея, прочно укоренившееся в сознании азербайджанского обывателя, умиляя своей самокритичностью, огорчает своей наивностью.

А конспирологи тем временем, окрыленные негодованием народа, набрали обороты и выставили несколько теорий заговора, в которые так хочется верить бедолаге-обывателю – верить в то, что есть крайний, есть виновник, козел отпущения, причем среди нас, и в то что жизнь – это сплошная драма, в которой нужно винить всех вокруг и правительство в первую очередь. Как не жаль разочаровывать обывателя, но на самом деле все не так плохо. И поэтому нам придется провести небольшой ликбез и разрушить химеры конспирологов, вырисовавшиеся в общественном дискурсе за последние дни:

Первая химера: Для чего повысили цены?

а) Чтобы набить карманы чиновникам.

б) Нефть уже заканчивается, нужно как-то заполнить бюджет.

Первая гипотеза представляет собой банальный ответ на семь бед. Конечно, коррупция имеет место во всех странах, в том числе и в нашей стране. Это – серьезная проблема, против которой однако должно бороться не только государство, но и общество – масса людей привыкших раздавать “хёрмет”. Но какое отношение это имеет к росту цен? По какому механизму дополнительные доходы от продажи топлива попадут в карманы чиновников? Ведь поднятие цен не создает дополнительных издержек производства, на которые можно было бы списать дополнительные расходы для отмывания денег.

Вторая гипотеза – это откровенная теория заговора правительства, якобы скрывающего от народа грядущую “катастрофу”. Забавную картину рисуют конспирологи: За закрытыми дверями правительство обсуждает засекреченную (от всех, но не от опытных конспирологов) информацию о том, что нефть закончится гораздо быстрее чем ожидалось. И что теперь делать – собирать чемоданы? Нет, “давайте лучше продадим остатки нефти подороже…”. Не учли конспирологи, тот факт, что BP и другие иностранные компании увеличивают инвестиции в азербайджанский апстрим, значит есть что добывать. На самом деле запасы нефти иссякнут нескоро, а за ними следуют огромные запасы природного газа и многомиллиардные проекты, находящиеся уже в разработке.

Упорно игнорируют конспирологи и тот факт, что в последние годы темп реального роста ненефтяной экономики составлял около 10% в год. На ненефтяной сектор приходится уже больше половины экономики страны.

Дальше – больше.

Вторая химера: Виновата SOCAR.

За определение тарифов в Республике отвечает не SOCAR, а Тарифный Совет, который, собственно, и объявил о поднятии цен на топливо. Конечно, конспирологи ответят, что все они одним лыком шиты, так как подотчетны государству. Т.е. если цены были изменены не самой SOCAR, то наверняка для SOCAR. Можно было бы принять эту гипотезу всерьез… если бы у SOCAR была монополия на продажу топлива в Республике. Но ее нет. SOCAR не имеет монополии ни в апстриме (добыче нефти и газа), ни даже в даунстриме (переработке и сбыте), где представлены различные операторы автозаправочных станций, как например Лукойл. Так почему обвиняют только SOCAR?

Третья химера: SOCAR должна вообще продавать топливо за себестоимость.

Т.е. SOCAR должна работать бесприбыльно, исключительно из альтруистических соображений, во благо человечества или, по крайней мере, населения Азербайджана. К сожалению, мы забыли к чему подобная “альтруистическая” экономика привела в Советском Союзе. И забыли откуда поступают средства в Нефтяной Фонд и бюджет Республики. Может кто-то и видит гуманизм в том, чтобы дарить бензин владельцам дорогих автомобилей, но откуда тогда взять средства для социального обеспечения беженцев, зарплат бюджетников, обороны страны и стимулирования ненефтяной экономики?

Четвертая химера: Надо брать пример с Венесуэлы, Саудовской Аравии и Ирана.

После краха Советского Союза Азербайджан взял курс на рыночную экономику. Венесуэла и Иран идут по другому пути, будучи относительно изолированными от мировой экономики странами, они стараются поддерживать низкий уровень цен. Азербайджан же планирует расстаться с имиджем исключительно нефтяной страны и положить основу стабильной разносторонне развитой экономики, для чего нужно отказаться от экономики, опирающейся исключительно на экспорт нефти.

Цены на топливо в Азербайджане ниже рыночных, а это значит, что государство, отказываясь от части прибыли, как бы субсидирует эту отрасль.Но зачем субсидировать энергетику, если целью долгосрочного развития является диверсификация экономики?

Искусственно улучшенные условия в энергетическом секторе обуславливают консолидацию квалифицированной рабочей силы в энергетике, что отражается оттоком квалифицированных кадров из других отраслей, то бишь голландским синдромом. Но как объяснить дитяти, что есть холодное мороженое зимой чревато не только быстропроходящим удовольствием, но и негативными последствиями?

Может все-таки будем брать пример с Норвегии?

Пятая химера: В Армении и в Азербайджане топливо стоит одинаково.

Это эмоциональный и следовательно глупый аргумент. В Европе самое дорогое топливо в богатой нефтью и газом Норвегии, а самое дешевое в маленьком Люксембурге, не славящемся нефтяными запасами. Ведь Люксембургу не угрожает голландский синдром, а Норвегии нет смысла субсидировать нефтяную отрасль. Ну и кроме того, это утверждение представляет собой откровенную дезинформацию, потому что в Армении топливо на самом деле дороже:


В Азербайджане дизель стоит 60 копеек, т.е. 77 американских центов за литр. В Армении – 480 драмов, т.е. 118 центов. 95-ый бензин в Азербайджане стоит 80 копеек, т.е. 102 американских центов за литр., армянский премиум же стоит на 23-26 центов дороже, чем азербайджанский бензин, даже по новой цене.

А цифру 1,02 наши горе-конспирологи взяли скорее всего отсюда. Только недосмотрели что там речь идет не о долларах, а о евро.


Прежде чем продолжить, ответим все-таки на вопрос:

Так почему же подняли цены на нефть?

На самом деле есть две совершенно очевидные (но скрытые от внимания конспирологов) причины:

1. Значительно возрос спрос на топливо в стране. Несмотря на постоянные жалобы, денег среди населения за последние годы прибавилось, прибавилось и число автомобилей в стране, а вместе с ним вырос и спрос на топливо. Вырос, да так, что SOCAR оказалась перед необходимостью приостановить или сократить свой экспорт нефти для снабжения азербайджанского рынка топливом. Если ранее “субсидирование” топлива было возможно за счет продажи остального топлива по нормальной рыночной цене за границей, то теперь ввиду увеличившегося спроса на топливо внутри страны и необходимости сбыта большой доли энергоресурсов на внутреннем рынке, отпадает возможность “субсидировать” топливо на внутреннем рынке за счет внешнего.

2. Другая причина – это инфляция. Сначала вкратце об инфляции: Для тех кто помнит тяжелые девяностые годы, инфляция – это однозначно негативное понятие. Однако на самом деле губительной для экономики является не инфляция сама по себе, а чрезмерная инфляция или же гиперинфляция. Что касается инфляции в районе 5% в год, то это – положительное явление. Подобная инфляция способствует экономическому росту, поскольку она стимулирует потребителя безотложно покупать товары и услуги ввиду вероятности, что цены на них в будущем могут немного подняться. Противоположным феноменом является дефляция, т.е. продолжительное дешевение товаров и услуг, что нехорошо для экономики, поскольку потребитель, надеясь на дальнейшее подешевение, откладывает покупку товаров и услуг, следствием чего является сокращение производства, рабочих мест и т.д. В последний раз цены на топливо поднимались в 2007-ом году. За последние шесть лет инфляция средней стоимости товаров и услуг в Азербайджане составила в сумме приблизительно 53,7%, а цена на топливо оставалась неизменной, потому что цены на топливо в Азербайджане поднимаются не в соответствии с колебаниями рынка, как во многих странах, а в соответствии с государственной директивой раз в несколько лет. И вот, пришло время ценам на топливо догнать общую инфляцию на рынке. Правда они поднялись только на 30% и все еще отстают от общей инфляции. Именно поэтому, а также ввиду субсидирования топлива производителей сельхозпродукции со стороны государства, не ожидается гиперинфляции вследствие поднятия цен на топливо: Инфляция цен товаров и услуг за последние годы уже успела незаметно обогнать инфляцию цены топлива. Что же касается цены на топливо, то ее инфляция в соответствии с последним поднятием на 30%, составила с 2007-го года соответственно 30% за 6 лет, т.е. 5% в год, что соответствует положительному для экономического роста уровню инфляции.

Шестая химера: Цены на топливо подняли выше, чем зарплату.

Если при инфляции доходы населения остаются неизменными, то следствием инфляции будет обеднение населения. Однако на фоне 30%-го роста цен на топливо за последние 6 лет, ВВП страны вырос на 288%, средняя заработная плата на 101,3%, а доход населения на 315% в пересчете на душу населения!

Так почему же не всем очевидно, что рост доходов населения намного выше роста цен? Ответ прост: Потому что доходы населения выросли постепенно за последние 6 лет, а цену на топливо подняли за ночь. Ну и конечно пессимизм конспирологов подливает масло в огонь.

Вывод.

Что делать? Землю копать. Работать и создавать. И развивать экономику.

А также не впадать в либеральную наивность и псевдогуманный коммунизм. Если мы хотим жить как на Западе, то давайте критиковать по делу, а не когда попало. В первом случае критика конструктивна. Во втором случае критика может правда привести к переменам… но не к лучшим.

А конспирологов давно уже пора послать в…